MediaLex-2013

 

 

 

Бэкман Елена Викторовна

 

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 Гродно,  УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"

 

Описание русского языка с целью его преподавания иностранцам – отдельная отрасль педагогической грамматики с определенными особенностями. Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс.

Основное назначение русского языка как иностранного – это овладение иностранными студентами умением общаться на русском языке. Речь идет о формировании способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

У методики обучения русскому языку как иностранному имеются общие черты с методикой обучения русскому языку как родному, однако отличия этих методик существенны. Разные по своей психологической сути процессы изучения родного и иностранного языков обусловливают разный характер целей, содержания, методов обучения и других категорий этих наук.

Много общего у методики обучения русскому языку как иностранному с методиками обучения другим иностранным языкам, в частности в области методов, приемов и средств обучения [1, с. 6]. Владение языком есть деятельность, требующая развития автоматизированных навыков, творческих речевых умений и «чувства языка». Разумеется, знания, особенно лексические, грамматические, фонетические, составляют основу, на которой развиваются навыки этой деятельности. Овладение этой основой происходит, во-первых, через интенсивную тренировку в применении приобретаемых знаний на занятиях совместно с другими студентами группы и под руководством преподавателя (учебная коммуникация), во-вторых, через последующее использование этих приобретенных умений в реальном речевом общении (истинная коммуникация) [2, с. 84].

При изучении иностранных языков, и русского языка как иностранного в частности, наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на студента. Позитивная мотивация − это ключ к успешному изучению иностранного языка (в данном случае русского). Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между студентами как мотивирующего фактора [3, с. 38].

Метод проектов позволяет создать на занятии творческую атмосферу, где каждый студент вовлечен в активный познавательный процесс и на основе методики сотрудничества происходит обучение говорению.

При использовании метода проектов для устной речевой деятельности характерны: 1) несложное грамматическое оформление; 2) диалогичность; 3) эллиптические конструкции, оправданные контактностью, ситуативностью, компенсаторной ролью средств интонационного оформления, возможностью инверсии в отношении порядка слов; 4) большое количество семантически незначимых слов, употребляемых для заполнения пауз; 5) частое изменение по ситуации программы высказывания [1, с. 55].

Страноведение является предметом, где сосредоточены знания из различных областей как межкультурных, так и междисциплинарных. Студенты-иностранцы должны владеть не только информационной частью преподаваемого предмета, но и знать реалии страны изучаемого языка, уметь свободно и эффективно употреблять их в речи, а также уметь анализировать полученную информацию, аккумулировать межкультурные и междисциплинарные знания для их дальнейшего плодотворного использования.

Именно по этим причинам мы выбрали для работы со студентами второго курса факультета экономики и управления Гродненского государственного университета имени Янки Купалы общую тему проекта: «Страноведение Беларуси». Так как эта тема очень объемная, разбиваем ее на несколько подтем:  «Общие сведения о Беларуси»; «Полоцк»; «Гродненская область»; «Минск − город герой»; «Телевидение в Беларуси»; «Беларусь − страна озер»; «Витебск»; «Гомель»; «Франциск Скорина − белорусский первопечатник»; «Озеро Нарочь»; «Брестская крепость»; «Национальная белорусская кухня»; «Беловежская пуща». Каждый студент выполняет свое определенное задание. Студент находит материал по своей подтеме, оформляет материал в виде компьютерной презентации Power Point и представляет его для защиты.

При работе по методу проектов можно выделить следующие этапы: планирование, выполнение, презентация, контроль.

На первом этапе проекта студентам-иностранцам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогут наводящие вопросы. Задача преподавателя − представить проблему так, чтобы студенты как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению.

Желательно, чтобы каждый студент выбрал свою тему в рамках общей темы самостоятельно, так как в этом случае ему будет интереснее над ней работать. Выполнение проектов предполагает информационный диапазон исследовательских и языковых аспектов. Исследовательский аспект заключается в том, что каждый студент-иностранец должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой его проекта те, которые по своей важности имеют определенное значение, достаточно познавательны и интересны для окружающих, а также являются актуальными.

Второй этап обеспечивает развитие языковых и речевых умений студентов-иностранцев. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебников или книг для чтения (преподаватель может предложить и какие-то другие тексты, по своему усмотрению) служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений студентов-иностранцев. В качестве содержательно-смысловой основы выступают тексты различных функциональных стилей. Информация, которая содержится в текстах, может служить поводом к общению. Важно научить студентов-иностранцев использовать тексты в качестве образца высказывания. При этом студент должен самостоятельно обобщать прочитанный материал, делать выводы, анализировать проработанный материал, сравнивать различные факты, обобщать их и прогнозировать ход защиты проекта.

На третьем этапе происходит защита проектов. Каждый студент перед группой защищает свой проект  по плану, обсужденному ранее.

Мы предлагаем для оформления конечного продукта исследовательской деятельности использование программы для компьютерной презентации Power Point. Презентация данного метода дает возможность показать как текстовую информацию, так и ее визуальное оформление.

Что же касается четвертого (контролирующего) этапа, то хочется отметить, что оценка проектной работы − очень непростое дело, так как оценивается не объём усвоенной информации, а её применение в деятельности для достижения цели. При оценивании работы по проекту учитываются следующие аспекты: интеллектуальная активность, творчество, практическая деятельность, умение работать в группе. Процесс проектирования оценивается самим студентом, а также другими студентами группы. Непосредственно проект оценивается преподавателем при участии других студентов группы по следующим критериям: речевое представление, ответы на вопросы студентов, ответы на вопросы преподавателя, техническое оформление.

Деятельность студентов в проектом методе направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. Следовательно, эффективность использования метода проектов в практике обучения русскому языку как иностранному при развитии устной речи высока. Кроме того, работа по данному методу расширяет кругозор студентов-иностранцев, развивает их коммуникативные умения, способствует стремлению самостоятельно добывать и использовать новые знания.

 

 


 

1. Васильева, Г.М. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учебное пособие для высших учебных заведений / Г.М. Васильева, С.А. Вишнякова, Л.А. Вольская; под ред. И.П. Лысаковой. – М.: Владос, 2004. – 270 с.

2. Костомаров, В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова. – М.: Русский язык, 1978. – 187 с.

3. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В Душеина // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 5. – С. 38–41.

4. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 175 с.

 

 

MediaLex 2013