MediaLex-2013

 

 

 

 

Гайбун Татьяна Анатольевна

 РОЛЬ И МЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

 

 

Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Знания, умения и навыки, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, так как они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне внимания педагога. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, высказывает своё мнение, пусть и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебного диалога.

Групповая работа (и в первую очередь работа в парах) вводится с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной форм работы. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, они начинают учиться работать в парах «учитель–ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Учитель знакомит детей с правилами общения: как сидеть за партой, как разговаривать с собеседником, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, как надо слушать, чтобы потом можно было исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, поэтому учитель на примере показывает, как нужно работать. Например, на доске записаны слова: рука – ручонка, ручонка – ручей. Учащимся необходимо посоветоваться в парах и решить, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет. Когда дети готовы, они поднимают руки. Учитель просит их посоветоваться в паре и решить, кто из них будет отстаивать точку зрения. Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Учителю важно ещё раз спросить, договорились ли  дети в паре. Так постепенно вырабатываются умения и навыки работы в паре.

Как объединять детей в группы?

1. На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2. Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3. Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4. Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

5. Загадки. Учитель назначает командиров групп, например, тех, кто быстро и правильно справился с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

6. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы учащимся и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

7. Лото. Дети берут картинки лото и ищут «свое место» на большой тематической карточке.

8. Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе [1, с. 69].

При работе парами младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается, – свободно общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как младшие школьники ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т.е. на любом этапе и на любом виде урока.

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

При оценке работы группы учителю необходимо подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

Таким образом, успех групповой работы зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от его умения распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях.

 

 

 

 


 

 

 1. Носова, И.В. Особенности работы в малых группах / И.В. Носова // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – № 6 – С. 69–70.

 

 

MediaLex 2013