MediaLex-2013

 

 

 

Кирилюк Оксана Александровна

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(из опыта работы учителя высшей категории УО «Средняя школа №22 г.Бреста» Подгорной Оксаны Михайловны)

Брест,  УО "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

 

По результатам психолого-педагогических исследований выявлено, что на современном этапе в процессе обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Младшие школьники  не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать.

Очень важная языковая задача в начальных классах – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых уроков приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств, нарушением речевых норм – задача трудная.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования [1, с.5].

Коммуникативная компетенция младшего школьника включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, практическое овладение диалогической и монологической речью, умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения,  владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично  оценивать мысли и действия  других людей, умение создавать небольшой текст, актуальный  для успешной социализации человека.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативно-речевую направленность. Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация возможны через:

- развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторении вывода, послоговое похлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);

- пониманию речи окружающих и своей собственной способствует учебное общение в паре, задания вида: Какое слово короче – хвост или хвостик? Кто длиннее – удав или червячок? Установление связей между понятиями ложка – каша, картофель – огород;

- развитие слуховой памяти (так как многословие рассеивает внимание и утомляет слушающего, необходимо продумывание хода изложения материала, подбор точных формулировок; выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого), построение ответа на основе заданных слов [2].

На базе средней  школы №22 города Бреста мы провели анализ сочинений учеников 3-го класса. Результаты свидетельствуют о том, что 50% учеников не умеют проверить правописание безударной гласной, звонких и глухих или непроизносимых согласных. Это объясняется не тем, что в словаре учащегося нет проверочного слова, а тем, что оно мало активизировано и не может быть достаточно быстро использовано для проверки.

То же можно сказать и относительно недочетов в выборе слов: анализ сочинений показывают, что ученики 3 класса, имея в своем словаре 2–3 синонима к слову большой (громадный, огромный, гигантский и пр.) в процессе конструирования своих высказываний, устных или письменных, используют, как правило, лишь доминанту синонимического ряда большой, т.к. синонимы не активизированы.

Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.

Проходя педагогическую практику в  4-ом классе средней школы № 22  города  Бреста, мы наблюдали,  как учитель высшей категории Подгорная Оксана Михайловна формирует коммуникативные навыки у школьников.  Для этого мы проанализировали несколько уроков русского языка и материал проведенной работы по данной теме. 

Учитель большое внимание уделяет развитию коммуникативной компетенции учеников. В 1-ом классе внимание учащихся привлекалось  к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого  человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум  главным требованиям к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма. Так, в 1-ом классе на первом уроке выяснялось,  почему речь должна быть понятной? Человек говорит для того, чтобы его услышали и поняли его сообщение, просьбу, вопрос. А если нас не поймут, тогда зачем говорить вообще? Поэтому надо следить за своей устной речью: четко выговаривать звуки, ясно произносить слова.

На последующих уроках вырабатывались  требования к письменной речи:

            – Как вы хотите писать: так, чтобы смешить того, кто читает, или так, чтобы вас хорошо понимали?

Никто не хочет, чтобы над ним смеялись. Но что же значит писать правильно?

Писать правильно – значит не допускать описок и ошибок. Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

Во 2-ом классе школьники учились избегать ошибок при помощи «окошек», когда на месте неизученной орфограммы ученик оставляет «дырку» или записывает выбор возможных букв. Красной нитью на протяжении всего курса русского языка проходит мысль о том, что стыдно писать на родном языке с ошибками. Таким образом, становление грамотного письма направляется осознанной потребностью и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников  желания безошибочно выражать мысли на родном языке.

Коммуникативная направленность обучения обеспечивается и за счет усиления объяснительного аспекта при описании системы языка. Поэтому материал в учебнике подается по-особенному. Все задания адресованы непосредственно  ученику. Авторы обращаются к каждому из них: советуют, подсказывают, напоминают, предлагают. Происходит заочное общение учеников с авторами. Тема урока формулируется  в виде вопроса. Дети выдвигают множество мнений. А чем  больше мнений, чем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа.  Оксана Михайловна строила уроки, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников, высказывала свое мнение и направляла деятельность учеников.

На уроках русского языка учитель старался  заострять внимание обучающихся на значимости всех языковых единиц (и прежде всего – слова),  на их функции в речи. На уроках вырабатывалась  у учеников привычка, в случае необходимости, самостоятельно обращаться за справками к словарям. В приложениях к учебнику русского языка содержится краткий толковый словарь, небольшой орфографический словарь и орфоэпический справочник, что и способствует обучению школьников умению пользоваться словарями разных типов. На уроке создается учебная ситуация, в которой учащиеся не смогут к ним не обратиться.

Во 2-ом классе ученики работали  с орфографическим словарем, когда необходимо было выбрать букву на месте безударного гласного или парного согласного.

В последние десятилетия в детской среде все более очевидным становится снижение уровня  коммуникативной и речевой культуры. Учителя пытаются решить эту проблему на факультативных занятиях, но Оксана Михайловна считает, что продуктивнее всего обучать школьников культуре речи и речевому поведению одновременно с изучением языка.

При обучении построению предложений и текстов учитель обращается  к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников. Это записка, поздравление, телеграмма, письмо, воспоминания, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка, инструкция, объявление, дневниковая запись. Урок начинается с проблемной ситуации: выделяется структура текста, затем обучающиеся создают свои собственные «произведения».

В данном классе существует традиция поздравлять детей с днями рождения. В качестве подарка ребята на отдельных листочках оформляют поздравление имениннику и дополняют поздравление своими рисунками. Вручая поздравление, ребята проговаривают свои пожелания однокласснику, сопровождая это жестами, мимикой, соответствующими моменту. Листочки скрепляются в книжку и остаются имениннику на память.

В конце учебного года второклассники учились писать письма. За лето от большинства ребят учитель получил письма, которые были снабжены рисунками и фотоснимками. Письма детей содержали сообщения, вопросы, пожелания, просьбы.

Вот  отрывки из некоторых писем.

«Здравствуйте, Оксана Михайловна! Как Вы отдыхаете летом? Расскажу о себе. В конце июля мы с родителями отдыхали на Свитязе. Было очень интересно! Днем мы купались и загорали, а ночью спали в палатке. Надеюсь, что Вы тоже хорошо проводите время летом. Жду встречи с Вами 1 сентября. Гребенников Денис».

«Здравствуйте, Оксана Михайловна! Я провожу лето у бабушки с дедушкой в Иванове. Мне подарили котенка. Он любит играть. Мне с ним весело. Мы ездили на Ясельду купаться и загорать. Мы с мамой нашли большие ракушки величиной с ладонь. Я научилась кататься на велосипеде. Мне тут нравится. До свидания. Поповичева Юля».

«...В июле я ездил отдыхать в лагерь "Зубрёнок". Там я познакомился с новыми ребятами. В лагере было интересно. К нам приезжал цирк. По вечерам были дискотеки. В конце смены нам подарили шоколадные наборы. Жалко, что никто из ребят нашего класса не был в лагере. Сейчас я готовлюсь к школе. А Вы как провели лето? Я прошу Вас ответить на мое письмо. Желаю Вам хорошо отдохнуть и с новыми силами встретить нас в школе. До встречи. Червоненко Даниил».

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем учитель  предлагает  нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети  вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему выводу.

Судить об уровне коммуникативной компетенции выпускника начальной школы, конечно, рано, но учитель русского языка старших классов  отмечает, что у бывших учеников Оксаны Михайловны большая потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять об особенностях своего языка. Ученики умеют сотрудничать друг с другом и с учителями.

Таким образом, в целом к концу обучения  в младшей школе создается база для  дальнейшего успешного обучения устной и письменной речи в основной школе,  для развития коммуникативных качеств.

  

 


 

1. Визгер, Р.И. Развитие творческих способностей младших школьников/авт.-сост. Р.И.Визгер. – Дятлово, 2008.— 56с.

2. Морозова, О.В. Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/razvitie-kommunikativnykh-umenii-u-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-ru

 

 

 

MediaLex 2013