Клишина Юлия Павловна ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОВЫШЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Гродно, УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
В современной школе большое внимание уделяется работе с детьми с повышенными интеллектуальными способностями в целях полной реализации всех их возможностей. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Можно выделить 3 группы таких школьников: 1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. 2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к неречевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением. 3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству [1, с. 331]. Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Так, в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критические замечания вызывают немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, способствует развитию логического мышления. Однако содержание программы по русскому языку не позволяет учащимся с повышенными интеллектуальными способностями в полной мере удовлетворить свои познавательные потребности и проявить исследовательскую активность. Существует много различных проблем в работе с одаренными учащимися. Они основаны на внутренних (скрытность или вызов) и внешних (непринятие таких детей или использование потенциала в неразумных целях учителями) факторах. Самые частые проблемы, с которыми сталкиваются учителя в современной школе с учащимися с высоким, выше среднего уровнем интеллекта – это нежелание учиться или наоборот чрезмерное любопытство. Учащиеся с повышенными интеллектуальными способностями легче усваивают знания, при этом у большинства хорошо развито «чутьё языка», что позволяет без знания правил писать грамотно. Современные учебники построены на изучении правил правописания, и часто учащиеся не желают учить правила, как того требует учитель. В данном случае играет роль психологический фактор взаимодействия в системе «учитель-ученик». Решением проблемы может стать показ учителем того, как многогранен язык и сколько в нём исключений. Индивидуальный подход позволит избежать конфликтов. Могут возникнуть проблемы и с любопытными учениками. Одаренные учащиеся развиваются быстрее и мотивация к обучению уже к концу первой половины учебного года падает. Учащемуся интересны те аспекты рассматриваемых на уроке тем, которыми может не владеть полностью и сам учитель. Чтобы избежать подобных проблем, можно ввести факультативный курс по изучению различных сторон дисциплины «Русский язык». Наблюдать, домысливать, строить предположения, фантазировать, исследовать – именно это привлекательно для детей. А. Эйнштейн отмечал, что «самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, – это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного познания». Для того чтобы ребёнок мог «воспользоваться» обогащённой, развивающей средой, ему необходимо овладевать способами осуществления исследовательской активности, приобретать исследовательские умения, с помощью которых могут быть обнаружены те или иные стороны познаваемого мира. Познавательная и исследовательская активность ребёнка может проявиться во всей полноте только при условии создания атмосферы доверия, сотрудничества и творчества [2]. Целью работы с учащимися с высоким уровнем интеллекта является развитие их познавательной и исследовательской активности: · развитие способностей, интересов, критического мышления учащихся; · развитие их методологических и коммуникативных умений; · развитие у учащихся чувства ответственности, упорства, смелости в поиске нового способа решений поставленных задач [2]. В решении поставленных задач серьёзная роль отводится компьютерным технологиям, так как они предоставляют возможность выбора пути, темпа обучения, содержания и формы представления информации. Обязательной итоговой исследовательской работой учащихся является работа (в среде Power Point, Microsoft Publisher, Word) на любую понравившуюся тему. В ходе работы определяются следующие формы и виды обучения детей: · индивидуальное или обучение в малых группах по определённым темам; · проведение мини-исследований; · творческие лаборатории; · игры; · лекции; · беседы; · практикумы. В этом случае учитель и учащиеся выступают как партнёры, в результате чего поддерживаются доверительные и продуктивные отношения, влияющие на положительный результат работы. Образовательный процесс на занятиях носит неформальный характер: дети имеют право свободного выбора содержания, форм и видов деятельности согласно своим интересам и индивидуальным особенностям. Каждый ребёнок определяет свои «границы», но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как «безграничное пространство». Работа с такими детьми базируется на применении элементов технологий личностно–ориентированного, проблемного и развивающего обучения, информационно-коммуникативных технологий [2]. Актуальность заключается в возможности выстроить индивидуальную образовательную траекторию, позволяющую большинству детей раскрыть и реализовать свой потенциал, высокую исследовательскую активность, проявляемую в разных формах, чтобы повышенные познавательные возможности имели обильную «питательную среду» и были «востребованы» в процессе обучения в школе.
1. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы / Д.Б. Богоявленская. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 457 с.
2. Никитина, О.Н.
Повышение качества предметного обучения детей с повышенными
интеллектуальными способностями / О.Н. Никитина // Наука и Философия [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
http://tomb-raider6.narod.ru/lib/pp/proektirovanie_i_primenenie
|