MediaLex-2013

 

 

 

Кузьма Ольга Ивановна

 

ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ИСКУССТВОМ ЧТЕНИЯ

 

 

 Гродно,  УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"

 

На каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания, одновременно развиваются произвольность поведения, отвлеченное мышление, память. В современной начальной школе большое внимание уделяется и развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Цель обучения чтению – раскрытие смысловых связей (понимание) речевого произведения, представленного в письменном виде. Для того чтобы научиться читать, необходимо выработать определенные навыки и умения.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для нравственного, умственного, эстетического и речевого развития учащихся [1, с. 100]. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому [2, с. 34]. Одну из ведущих позиций в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент, как выразительность. Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передает свое понимание и свою оценку читаемого [3, с. 178].

Формирование полноценного навыка выразительного чтения невозможно только на уроках литературного чтения, поскольку развитие учащихся происходит на всех уроках, на факультативных занятиях, а также в семье.

Внеклассные занятия искусством чтения имеют самые разнообразные формы: кружки, смотры-конкурсы, подготовка выступлений на школьных вечерах и утренниках, подготовка выставки по искусству художественного слова. Во внеклассной работе нет той строгой ограниченности во времени, отводимом на анализ литературного текста и воссоздание его в звучащем слове, как это имеет место на уроке. Кроме того, на внеклассных занятиях учитель работает с каждым учеником отдельно и чаще всего над специально подобранным для него произведением. Эти два обстоятельства позволяют добиваться от каждого ученика предельной для него полноты творческого освоения исполняемого произведения и учитывать гендерный аспект при подборе произведения, в индивидуальной работе с учащимися.

Занятия искусством чтения со школьниками подчиняются следующим воспитательным задачам: развивать творческие способности учащихся, умение преодолевать трудности, содействовать формированию мировоззрения, служить средством нравственного и художественного развития. В связи с этим нами была разработана программа кружка «Литературное искусство» (в рамках внеклассной работы по литературному чтению), которая направлена на формирование выразительности чтения.

Поставлены следующие задачи кружка:

– содействовать формированию мировоззрения школьников, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся;

– развивать у детей любовь к литературе и родному языку, воспитывать способность эстетически воспринимать произведения художественной литературы;

– повышать культуру речи учащихся;

– практически ознакомить их с требованиями искусства чтения и воспитывать соответствующие навыки и умения.

Основное содержание работы кружка — обучение школьников искусству чтения в процессе подготовки исполнения специально отобранных произведений.

Подготовка исполнения включает:

 а) анализ произведения;

 б) воплощение произведения в звучащем слове. Параллельно в кружке целесообразно выделять время для воспитания у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для выразительного чтения: воображения, наблюдательности, умения действовать словом, общаться;

в) занятия техникой речи — развитие реберно-диафрагматического дыхания, выработка четкой дикции;

г) обсуждение исполнения на разных этапах его подготовки. Обсуждения воспитывают у учащихся умение слушать чтеца, т. е. понимать достоинства и недостатки его исполнения, вырабатывают правильный критерий оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.

Данная программа позволит:

1)  иметь начальное представление о паузе, логическом ударении, темпе и громкости речи;

2)  уметь выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;

3)  использовать средства художественной выразительности в своей речи;

4) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

5)  самореализовываться через различные виды творческой литературной деятельности.

Разработанная нами программа кружка по формированию выразительности чтения младших школьников рассчитана на курс из 24 занятий для третьеклассников (беседы, разучивание упражнений, игры, конкурсы, инсценирование, работа со словарем, работа в группах). Продолжительность данной программы составляет 24 учебных часа и рассчитана на проведение двух занятий в неделю (12 недель) и самостоятельную подготовку учащихся дома.

Тематика бесед ориентирована на теоретическое ознакомление с такими понятиями как скороговорка, текст, тема текста, основная мысль текста, текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, прямое и переносное значение слова, стихотворение, рифма, ритм, монолог, диалог. Тематика практических занятий ориентирована на обучение выразительному чтению, постановку интонации, разучивание дыхательных упражнений, развитие мышления и воображения, практическую работу со словарями. Конкурсы не только поддерживают и развивают интерес к чтению, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся, возможность осмыслить, дают возможность проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов.

Результат прохождения данной программы нами видится в освоении учащимися навыком выразительности чтения, а также способами мыслительной деятельности, самостоятельной творческой деятельности, позволит расширить кругозор, проявить себя на конкурсах различного уровня.

 

 


 

1. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
2. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 33 - 37.
3. Культура речи: учеб. пособие / Л.Г. Рудь, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок; под общ. ред. В.Д. Стариченка. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2010. – 271 с.

 

 

MediaLex 2013