Литвинюк Геннадий Викторович ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Брест, УО "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"
Проблема обучения физике сегодня усложнилась. Учителям приходится прилагать немало усилий для того, чтобы вызвать и постоянно поддерживать интерес к изучению технических дисциплин. Самым важным мотивом к обучению ученика выступает познавательный интерес, который является основой активной самостоятельной деятельности ученика. Физика - часть общечеловеческой культуры, характеризующая интеллектуальный уровень общества, степень понимания основ мироздания, методологическая и научная основа комплексных программ естествознания, оказывающих опосредованное влияние на общественные процессы. Благодаря изучению физики в сознании учащихся впервые формируются представления о модельном характере познания реального мира, в том числе о том, что модель является репрезентацией как познаваемого объекта, так и индивидуальности познающего субъекта. Физика - не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Но обилие физического материала и глубина его описания на самом деле не нужны всем учащимся. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. Падение мотивации учащихся обусловлено многими факторами.
Что бы повысить познавательный интерес нужно решить две задачи – показать необходимость приобретаемых знаний в повседневной и будущей жизни обучаемого и сделать процесс познания менее сложным. Известно, что человек тянется к знаниям, когда осознает их значение в собственной жизни. Объясняя новый материал ученикам, мы используем аналогии с уже известными им знаниями. Мир окружающий нас и наших учеников очень быстро меняется, и очень часто примеры, которые мы используем, уже не являются актуальными. Проблема осложняется разность в возрасте между учениками и учителем, мы не всегда понимаем желания и устремления наших новых учеников. Задача на сложение скоростей про лодку, которая плывет против течения реки, или задача про выигрыш в силе при использовании наклонной плоскости при погрузке в прицеп автомобили бочки являются с одной стороны наглядными и простыми примерами. Но ученикам, которые ни разу не наблюдали эти процессы, они будут не интересны. Следовательно, нам необходимо использовать примеры и задачи, связанные с сегодняшними интересами наших учеников, возможно, в том числе и основанные на современных фильмах и играх. Примером сложности использования терминологии может быть начало этой статьи, где говорится о роли точных наук в образовательном процессе. Проблема заключается в необходимости обучения правильному использованию учениками научных терминов и понятий и сложностью их понимания и восприятия. Осознанно ученик сможет использовать термин научного языка только тогда, когда он не только запомнит его определение, но и правильно поймет его смысл. Способом решения такой проблемы может быть своеобразный «перевод» формулировок определений понятий и терминов на язык доступный и понятный ученику, что бы на начальном этапе добиться понимании, с последующим усложнением терминологии. Возможно, такой подход позволит изменить представление о чрезмерной сложности изучения физики и других точных наук. Вопросы, рассматриваемые в этой статье, не являются единственными проблемами, которые необходимо решать учителям физики. При преподавании физики весьма большую роль играет эксперимент, посредством которого осуществляется более тесный контакт между учащимися и природой, являющейся объектом их изучения. И демонстрационные эксперименты, и лабораторные работы в курсе физики должны иметь более тесную связь с повседневной жизнью учащихся. Как в своем содержании, так и в процессе проведения и анализа полученных результатов. Использование компьютеров и информационных технологий может сыграть свою роль в развитии мотивации и поднятия интереса к изучению физики. Все это требует новых подходов к содержанию и организации учебного процесса в школе, приобретают новое значение проблемы развития мотивации и познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности, самостоятельности, творческой активности ученика и учителя, практического применения полученных знаний. Результатом творческого поиска оригинальных решений разнообразных методических проблем являются специфические формы и методы обучения, которые базируются на развитии познавательного интереса учащихся.
|