Литвинко Алина Юрьевна УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»
Орфографическая подготовка учащихся в современной школе остается по-прежнему актуальной и одной из трудно решаемых проблем. Объясняется это, с одной стороны, сложностью самой орфографической системы русского языка, а с другой – неумением учащихся в силу разных причин, в том числе и методических недоработок учителя, уловить логику правописания. Формирование орфографической грамотности младших школьников предполагает усвоение ими определенных орфографических правил и запоминание ряда так называемых словарных слов. Словарные слова – это слова с непроверяемыми (по разным причинам) орфограммами, написание которых необходимо запомнить. Учебной программой по русскому языку для каждого класса начальной школы предусмотрен определенный список таких слов. Они отбираются с учетом частотности их употребления в речи, в результате анализа текстов упражнений по русскому языку, текстов для литературного чтения, для изучения предметов природоведческого цикла. В учебниках словарные слова распределены поурочно, даются курсивом в цветной рамке, как правило, включены в языковой материал упражнений. Например, в 4-м классе школ с русским языком обучения дети должны запомнить правописание 39 слов: ребенок, юность, телевизор, спектакль, путешественник, спасибо, интересный, олень, велосипед, страница, асфальт, автомобиль, сиять, сверкать, фонарь, почтальон, грамота, океан, тарелка, стадион, чемпион; троллейбус, счастливый, аккуратно, государство, билет, карман, однажды, директор, пирог, ракета, завтра, планета, компьютер, путешествовать, пуговица, налево, направо, обратно [1]. В конце каждой части учебника слова приводятся в виде орфографического словарика. Как показывает практика, усвоение правописания словарных слов дается младшим школьникам с трудом. Одна из причин этого – механическое, неосознанное запоминание, вызванное пассивной ролью ученика при знакомстве с такими словами, когда слово предъявляется и анализируется самим учителем, а учащемуся предлагается только его списать и заучить. Механическое запоминание, монотонное повторение слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Словом, работа над словарными словами, ориентированная только на формальное заучивание их, неэффективна. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся под руководством учителя. Эффективность словарно-орфографической работы обеспечивают следующие условия: – активизация умственной деятельности учащихся и их памяти; – передача инициативы в работе над словарными словами от учителя к ученику; – обучающий характер учебной деятельности; – регулярность работы над указанными словами. Методикой предусмотрены определенные этапы работы над словарными словами, каждый из которых решает свои задачи. На каждом из этапов учитель использует приемы, обеспечивающие активную деятельность младших школьников. I. Ознакомительный этап. 1. Устное предъявление слова: отгадывание загадки; работа с ребусом, кроссвордом, другими головоломками; рассматривание предметной картинки; узнавание предмета по его описанию; определение слова по его лексическому значению, по словам-синонимам, по антонимам и др. В итоге учащиеся самостоятельно определяют слово, правописание которого необходимо запомнить. При необходимости выясняется (уточняется) лексическое значение этого словарного слова. 2. Работа над «слуховым» образом слова: орфоэпическое проговаривание слова хором, индивидуально; определение звукового состава, места ударения в слове; определение «трудного» места в написании. Последнее есть постановка самими учащимися орфографической задачи, что делает процесс письма для них более осознанным. 3. Запись слова с «окошком» («дыркой»). «Окошко» («дырка») – это пропуск «трудной» буквы, которую заменяет «сигнал опасности», например точка: б.рёза, м.лúна. Таким образом дети фиксируют поставленную ими орфографическую задачу. 4. Решение поставленной орфографической задачи. После записи слова с «окошком» учащиеся пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это не удается, учитель предлагает обратиться к орфографическому словарю или использует этимологическую справку (в случае, если этимологические сведения помогают объяснить написание слова). 5. Окончательная запись слова с проговариванием орфографически и с подчеркиванием орфограммы. II. Запоминание орфографического облика слова, или работа над «зрительным» образом слова: подбор и запись однокоренных слов (указывается на однообразие написания в корнях) с подчеркиванием орфограммы, составление и запись словосочетаний и предложений с подчеркиванием орфограммы, заучивание скороговорок, рифмованных строчек, обращение к истории слова, подбор ярких словесных и/или графических ассоциаций и т.д. Необходимо использование всех видов памяти: слуховой, зрительной, логической, эмоциональной, тактильной. III. Тренировочно-закрепительный этап. На этом этапе словарные слова включаются не только в разнообразные орфографические (списывание с различными заданиями, разные виды тренировочных диктантов, занимательные задания и т.д.), но и в лексические, фонетические, морфемные, морфологические, синтаксические упражнения. Словарное слово постепенно рассматривается учащимися во всех аспектах. Используется занимательный материал, игры и игровые моменты. IV. Учетно-контрольный этап. Используются контрольные упражнения, направленные на проверку умения писать изученные словарные слова. Таким образом, для успешного усвоения словарных слов необходима регулярная всесторонняя работа над ними, организация активной умственной деятельности учащихся, развитие у детей разных видов памяти. Изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений обогащает словарный запас младших школьников, расширяет их кругозор, развивает мышление, связную речь, внимание.
1. Грабчикова, Е.С. Русский язык : учебник для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук. – Минск : Нац. ин-т образования, 2008. – 2 ч.
|