MediaLex-2013

 

 

 

Подрецкая Галина Николаевна

УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

Вопрос о развитии мышления, в частности, умения сравнивать, является одним из центральных вопросов интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

Быть готовым к школьному обучению означает, прежде всего обладание умениями анализировать, сравнивать, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира (Л.С. Выготский). Усвоение любого учебного предмета предполагает наличие у ребенка способности выделить и сделать предметом своего сознания те явления действительности, знание о которых он должен усвоить.

«Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к  систематическому организованному школьному обучению»[1].

Составляющие школьной готовности:

  • интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений);

  • волевая готовность (сформированность определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности);

  • мотивационная готовность (наличие познавательной активности, желание занять новую позицию – позицию школьника);

  • коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности).

Подготовка к школе должна состоять не столько в обучении ребенка некоторым специальным знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных способностей и познавательных интересов, в формировании умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, и на основе этого делать определенные умозаключения [2].

Готовность дошкольников к познавательной деятельности в школе определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умением анализировать, сравнивать, обобщать. Ребенок должен видеть существенное в явлениях окружающей действительности, выделять предмет своего познания.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующегося на наглядно-образном мышлении и являющегося естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам [3]. Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения. Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативна. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. К первому классу у ребенка должно быть развито внимание. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Успехи в обучении зависят от уровня умственного развития ребенка, который усваивает содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, связанной с развитием мышления.

В программе «Пралеска» мы наблюдаем формирование данных умений по возрастам через разные разделы, которые представлены в таблице 1.1

 

Таблица 1.1 – Формирование умений по возрастам

С 2-3 лет

Математика (Величина)

Словарь

Формировать первоначальные представления о величине предметов (вначале – контрастных размеров: большой - маленький, высокий - низкий); учить практически сравнивать два предмета по данным признакам [4, с. 62].

Формировать понимание некоторых обобщающих слов, таких как одежда, посуда и др., близких их жизненному опыту [4, с. 66].

 

С 4-5лет

Математика

Словарь

Развитие связной речи

Познавательно-практическая деятельность

Содействовать развитию мыслительных операций группировке, классификации и сериации на основе сравнения множеств предметов и явлений по одному- двум признакам, знакомить с опосредованным способом сравнения множеств, формировать умение сравнивать два предмета по двум параметрам [4, с. 135-136].

 

Обогащать словарь значимым для познавательной формы общения запасом слов, обозначающих новые предметы их свойства и качества, в том числе эстетические, действия, существенные признаки и т.д. Содействовать формированию отдельных видовых понятий (чашка, кружка, стакан и т. п.), навыков употребления в самостоятельной речи некоторых обобщающих слов (фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель и др.) [64, с. 141].

Развивать умение описывать предметы и игрушки, сравнивать их; помогать детям выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи («Люди тепло одеваются, потому что…»), что способствует овладению некоторыми компонентами рассуждения [4, с. 143].

 

Способствовать обогащению представлений детей о причинно-следственных связях в процессе познавательно-практической деятельности [4, с. 151].

 

 

С 5-6 лет

Математика (Величина)

Словарь

Познавательно-практическая деятельность

Учебная деятельность: предпосылки

Учить сравнивать предметы по 3-4 признакам (включая величинные характерис-

тики) одновремен-но и строить

Содействовать дальнейшему развитию у детей видовых и родовых понятий, умения осуществлять их дифференциа-

цию [4, с. 232].

 

Содействовать развитию и саморазвитию в процессе поисковой деятельности как стабильных (завершенных), так и гипотетических (развивающихся)

Формировать начала обобщенных учебных умений и навыков:

умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное,

сериацион-

ные ряды по ним [4, с. 232].

 

 

знаний, обогащению их; переходу от практических действий с объектами природы к осознанию связей между ними, а также между действием и полученным результатом; стимулировать овладение простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации [4, с. 289].

запоминать учебную информацию [4, с. 296].

 

 

 

Проанализировав разделы программы «Пралеска» можно сделать вывод о том, что в программе недостаточно внимания уделено проблеме формирования у дошкольников умения сравнивать. В пособии «Работаем по программе «Пралеска» не предусмотрены конкретные методические рекомендации по работе с детьми над формированием данного умения, наблюдается отсутствие единой системы по исследуемой проблеме, программа не предполагает наличие диагностического материала по данному разделу [4]. 

На наш взгляд, своевременный уровень развития интеллекта детей дошкольного возраста во многом тормозится следующими факторами:

- декларативностью знаний, предлагаемых детям;

- большим количеством занятий и отсутствием связей между ними, что не дает возможности ребенку поразмышлять об услышанном, «вжиться» в материал и перевести знания в практическую плоскость;

- нет четко выраженной системы в подаче знаний, чаще педагог идет по пути увеличения количества знаний, а не по пути их расширения, концентрации вокруг наиболее значимых аспектов, «ядра» знаний;

- редким использованием активных форм познания детей: экспериментирования, моделирования, элементарных опытов, самостоятельного сбора информации и т.п.

Как следует из вышесказанного, многие исследователи, рассматривая подготовку детей к обучению в школе, приоритетное значение придавали не столько запасу готовых знаний и шаблонных действий, сколько развитию умственных способностей ребенка. Поэтому мы считаем, что педагогам необходимо знать специфику усвоения детьми некоторых приемов логического мышления, ориентируясь на психофизиологические и индивидуально-возрастные особенности с тем, чтобы дети использовали приобретенные умения и навыки в ситуациях нестандартных и многофункциональных заданий.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Это во многом будет определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.

Для реализации данных задач О.Н. Бакаева предложила серию занятий.

Цель 1-й серии занятий − научить детей способам сенсорного обследования предметов.

Цель 2-й серии занятий − обучение приемам сравнения, где дети 5—7 лет овладевают следующими умениями: а) выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления с другими объектами; б) определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов; в) отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко обнаруживаются.

Третья серия занятий направлена на развитие умений классифицировать, группировать и обобщать предметы ближайшего окружения. При этом дошкольники учатся: а) определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и, наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов; б) объединять предметы на основе самостоятельно выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий); в) распределять объекты по классам (непосредственное осуществление действий классификации).

Чем обосновано выделение таких задач? Прежде всего новой образовательной парадигмой, раскрытой Ф.Ш. Терегуловым и В.Э. Штейнбергом согласно теории П.Я. Гальперина. Ее суть в одновременном разворачивании деятельности как во внешнем, так и внутреннем планах, а не только позиция организации перевода познавательной деятельности извне вовнутрь. В этом случае обучение осуществляется последовательно: через познание, переживание, оценку, использование результатов в самостоятельной или совместной с другими интересной ребенку деятельности.

Кроме того, выбор задач обоснован и особенностями интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, такими, например, как: а) элементарная опосредованность установления некоторых отношений между предметами, основанная на обобщении своего прежнего опыта; б) наметившийся процесс упорядочивания информации; в) растущая результативность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению, плановому восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач; г) начало развития знакового опосредования; д) проявление дифференцированного отбора языковых средств в высказываниях в зависимости от ситуации и участников общения и др.

Решая задачи интеллектуального развития, можно наполнить занятия конкретным содержанием, реализуя любую инновационную программу дошкольного образования и памятуя о том, что интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей, где у них есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.

Содержание таких занятий с детьми достаточно сложно, но в то же время доступно для постепенного и систематического формирования элементарных интеллектуальных умений, которые, в свою очередь, послужат основой дальнейшего развития и усвоения более сложных понятий. Это важно еще и потому, что для нового витка информации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум, хорошо устроенный, стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный». Понимание педагогами дошкольных образовательных учреждений основ интеллектуального развития детей и будет способствовать подготовке дошкольников к усвоению нужной информации без ущерба их здоровью, развитию и сохранению познавательного интереса на последующих ступенях образования [5].

 

 


 

1. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М. : Педагогика, 1983. – С.223.

2. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе // Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения. – Бийск : НИЦ БПГУ, 2001. – С. 76-78.

3. Запорожец, А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе /А.В. 3апорожец //Дошкольное воспитание. 1977. 8.С. 3536.

4. Панько, Е.А. Программа «Пралеска» : пособие для педагогов и руководителей учреждений, обесп. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.] – Минск : НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

5. Бакаева, О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников / О.Н. Бакаева. – Елец, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

MediaLex 2013