MediaLex-2013

 

 

 

Пуш Алина Владимировна

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Брест,  УО "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

 

           

Начальная школа является первой ступенькой, основой всего последующего обучения. В первую очередь, это касается формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности, от которых и зависит  успешность обучения в школе.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков –  важнейшая задача изучения русского языка в школе.

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, а с другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка, быстро и точно применять их, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у учащихся навыков и умений.  В связи с требованиями подготовки детей к труду, к жизни, к активному участию в ней этот вопрос в современной школе приобретает особую актуальность.

Психологи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методисты Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский, М.М. Разумовская, А.В. Текучев, Е.Г. Шатова и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того,  насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующего умения – орфографической зоркости – названные авторы считают важнейшей причиной орфографических ошибок.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры. Орфографический навык – это сложный навык, который создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.

Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы:

1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

 2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний).

Орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык – это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи учащихся. Кроме того, очень важно, чтобы учащиеся прошли через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме, соблюдать при этом орфографические формы.

Необходимо уже в первом классе вооружить детей знанием тех опознавательных моделей, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил. Это становится возможным тогда, когда уже достаточно хорошо отработаны умения ставить ударение и производить звуковой анализ слов.

Наибольшее количество орфографических ошибок допускаются учащимися при изучении таких тем, как правописание безударных гласных в корне, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых и удвоенных; чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов; слитные, раздельные и дефисные написания и др. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.

Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок – закономерное явление процесса обучения. Объективными причинами данного процесса являются незнание орфографической нормы к моменту письменной работы; оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в устной речи; психофизическая усталость детей к концу письменной работы.

Для успешного формирования орфографического навы­ка необходимы определенные условия:

 1. Развитие речевого (фонематического) слуха.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Понимание языковых значений.

4. Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.

5. Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить его алгоритм выполнения.

6. Выполнение достаточного количества практических упражнений.

7. Систематическая работа над ошибками.

Проблема формирования орфографических навыков у  младших школьников является актуальной, имеющей огромное значение.

В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д. Следует использовать разнообразные приёмы, методы и формы работы, посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности.

 

 


 

 

1. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский; Акад. пед. наук РСФСР, Науч.-исслед. ин-т психологии . – 2. изд., перераб. и доп . – Москва : Просвещение, 1966 . – 305 с.

2. Живицкая, Л.В. Словарь русского языка / Л.В. Живицкая, И.Ф. Гудзик. – Киев, 2006. – 239 с.

3. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с.

 

 

 

MediaLex 2013