MediaLex-2013

 

 

Сохор Ирина Леонидовна

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 Брест, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

 

В общем смысле этого слова социальная сеть есть сообщество людей, знакомых между собой и связанных общими интересами, общим делом или чем-то другим. В сети Интернете социальная сеть — это сервис, площадка для взаимодействия людей в группе. Социальная сеть представляет собой интерактивный многопользовательский сайт в интернет-сообществе, содержание которого наполняется непосредственно самими пользователями той или иной сети; это своеобразная автоматизированная социальная среда, благодаря которой предоставляется возможным общение групп участников, объединенных общими интересами. Сюда также относят различные тематические форумы, главным образом, отраслевые, активно развивающиеся в настоящее время. Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни практически каждого пользователя сети Интернет. По данным аудиторного исследования gemiusAudience более 70% белорусских пользователей сети Интернет посещают социальные сети [1]. При этом социальные сети активно развиваются, число их пользователей растет с каждым днем.

Подобная популярность социальных сетей во многом объясняется возможностью безграничного общения между их участниками. Данные интернет-сервисы предлагают разветвленную систему средств по расширению контактов пользователей, поиску старых знакомых, друзей, сослуживцев, коллег, что особенно важно в современном динамически развивающемся мире. Участникам сети предоставляются практически неограниченные возможности для межкультурной коммуникации на индивидуальном уровне. Люди со всего мира могут напрямую общаться друг с другом, причем общение зачастую носит интерактивный характер. Стоит, однако, отметить, что в последнее время обнаруживается и иная сторона подобного безграничного виртуального общения: оно постепенно вытесняет реальное, становясь преобладающим в жизни человека. Человек, находясь длительное время в сети, общаясь виртуально, отвыкает от простого человеческого общения, становится зависимым от компьютера и самой сети. Неверный выбор целей и приоритетов приводит к бессмысленным и неоправданным тратам личного времени.

В то же время, социальные сети являются мощнейшим источником информации, причем информации не только личностного характера, но и научной, профессионально ориентированной, а так же образовательной направленности. При этом для социальных сетей характерен своеобразный «вирусный эффект» - способность многократного тиражирования и резкого усиления значимости той или иной информации [2]. Контент, вызывающий у аудитории повышенный интерес, становится своеобразным социальным объектом, многократное тиражирование и упоминание которого гарантировано. В принципе, социальные сети можно рассматривать как особый вид СМИ, поскольку подобные интернет-сервисы предоставляют пользователям широкие возможности для размещения информации любого типа и, что самое главное, получения обратной связи.

Характерной чертой социальных сетей является так же активное использование игровой составляющей. Многим вполне серьезным интерфейсам и действиям разработчики сознательно придают игровую форму, что является эффективным способом привлечения и удержания внимания. Вовлечение в игру в той, или иной степени, действует на всех пользователей, однако активно и легко захватывает небольшой, но устойчивый процент практически в любом сообществе, что активно используется маркетологами [2].

Отличительной особенностью сетевого сообщества является возможность анонимного общения, либо представления себя под видом того или иного аватара. В значительной мере именно поэтому и появилось название «виртуальный мир». Однако, в профессиональных сообществах возможность имперсонификации, как правило, не используются. Более того, репутация в профессиональных сообществах усиливается полной прозрачностью информации о себе. Некоторые платформы, например, Facebook, в принципе не поощряют виртуальность персонажей, требуя для регистрации реальных данных и не позволяя одному человеку иметь несколько аккаунтов.

Стоит также отметить, что любая социальная сеть является эффективным бизнес-проектом, приносящим существенную прибыль за счет рекламы, различных платных сервисов, игр и других приложений, требующие внесения определенных средств.

Таким образом, современная социальная сеть – это мощнейшая виртуальная машина, которая не только предоставляет уникальную возможность практически неограниченной межличностной коммуникации, но является выгодным средством для развития других сайтов в сети Интернет.

 


 

1. Агентство по исследованиям в интернета в Европе «Gemius Russia & Belarus» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа : http://www.audience.by/. – Дата доступа : 10.02.2013.

2. Некоммерческое Партнерство «Гильдия Маркетологов» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа : http://www.marketologi.ru/.– Дата доступа : 15.02.2013.

 

MediaLex 2013