MediaLex-2013

 

 

 

Сурма Юлия Александровна

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"

 

 

Коммуникативная направленность процесса обучения – одно из направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к учащимся школы.

Как известно, дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Формирование коммуникативных компетенций, решающих проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков. Коммуникативная компетенция определяется как способность решать средствами языка актуальные задачи общения.

Формированию коммуникативных компетенций учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количество исследований (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С., Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б., Еремеева А.П., Демидова Н.И., Ходякова Л.А., Архипова Е.В., Воителева Т.М. и др.) Основная идея этих работ – формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также формирование опыта самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся. В некоторых работах отмечается, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.  Анализ работ по теме показывает, что формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку – один из путей решения данной проблемы.

В основу формирования коммуникативных компетенций положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Коммуникативная компетенция определяется, «как творческая способность учащегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию» [1, с. 4]. Основными задачами формирования коммуникативных компетенций являются: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся «общелингвистической компетентности», что необходимо для успешного овладения другими предметами [4, с. 5].

Главным принципом формирования коммуникативных компетенций является личностная адресованность образования. Пути реализации коммуникативных компетенций учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы были направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Прежде всего, необходимо научить детей строить коммуникацию с другими людьми, владеть языком как средством коммуникации, отвечать на вопросы и задавать их, делать сообщения, рассказывать логично, строить дискуссию и т. д.

Для определения, как реализуются эти задачи в школах, нами был проанализирован учебник по русскому языку для 3 класса начальной школы А.В. Верниковской, Е.С. Грабчиковой, Н.П. Деминой. Задания, данные в учебнике, анализировались с точки зрения наличия методического материала для эффективного формирования у детей коммуникативных навыков.

Учебник 3 класса по русскому языку за 2007 год [4]  состоит из двух частей. Первая часть учебника составляет 216 упражнений, из них 32 % коммуникативной направленности. А объем второй части учебника составляет 233 упражнения, всего 10 % направлено на формирование коммуникативных умений у младших школьников. В первой части учебника представлено 6,5 %, а во второй части – 5,5 % упражнений на объяснение значений собственно фразеологизмов, на раскрытие смысла пословиц или поговорок и весьма немного текстов для пересказа. Фразеологизмы – это показатель богатства русского языка, пословицы и поговорки – мини-тексты с обобщенным смыслом и воспитательной функцией, а пересказ – эффективный способ развития детской памяти и комплексного совершенствования таких видов речевой деятельности, как аудирование. 

В учебнике для третьего класса представлена система типовых упражнений, направленных на выработку и совершенствование следующих умений: 1) выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теоретического материала учебника; 2) передавать в устной форме содержание графической наглядности: таблиц, схем, рисунков; 3) строить диалоги с учетом речевой ситуации; 4) создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом; 5) составлять и излагать ответ с опорой на приведенные в упражнении образцы; 6) излагать текст-повествование и текст-описание по заданному или коллективно составленному плану; 7) строить устные и письменные высказывания по собственным наблюдениям; 8) определять тему текста; 9) составлять текст по заданной ситуации; 10)  деление текста на части. 

В учебнике доминируют упражнения, направленные на составление предложений, устного рассказа о ком-чем-либо, озаглавливание текста, постановку в словах ударения, сочинение. Это вполне закономерно: предложение является основной коммуникативной единицей; тексты создаются в устной и письменной форме; каждый текст имеет тему, которая отражается в заголовке; в звучащей речи все фонетические слова имеют ударение. Также многочисленны упражнения на определение темы и идеи текста, объяснение значения слова, раскрытие смысла пословицы или поговорки, определение типа речи, реализуемого в тексте; устный пересказ.

Таким образом, можно говорить о текстоцентрическом подходе в обучении детей русскому языку по учебнику А.В. Верниковской, Е.С. Грабчиковой, Н.П. Деминой. Данный учебник, безусловно, имеет коммуникативную направленность, однако основной упор делается на развитии устной речи, т. к. из собственно письменных упражнений представлены только задания на составление предложений.

Для повышения эффективности работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников нами была разработана в дополнение к учебнику программа, включающая комплекс упражнений и заданий, направленных на формирование следующих коммуникативных умений:

  • умение определять ситуацию общения и ее цель;

  • уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования этикета;

  • формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

  • формирование умения диалога, коллективного обсуждения заданий;

  • умения  составлять устное высказывание сообразно ситуации и цели общения и др.

Программа строилась по принципам деятельностного подхода, ситуативности, цикличности, индивидуализации, создания положительного эмоционального фона и общедидактическим принципам. Особенностью программы формирования коммуникативных умений является опора на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию, говорению, чтению и письму. Программа предусматривает функциональность обучения. Ее использование способствует формированию личностных качеств: умения правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования этикета. Программа помогает организовать обучение так, чтобы оно проходило в условиях общения и  ориентирована на коммуникативно-деятельностный подход в обучении.

Содержание программы предполагает развитие коммуникативных компетенций младших школьников и разделено на 3 основных блока:

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков: становление умения владеть средствами общения; формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам; формирование коллективного обсуждения заданий; установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику; способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности: приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков; формирование развернутой монологической и диалогической речи; умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения; становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности коммуникативной деятельности: умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога; овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи), умение ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его, умение уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

Особенностью заданий, входящих в данный комплекс, является их коммуникативная направленность, выражающаяся в преимущественно парной и групповой работе учащихся.

Применение программы формирования коммуникативных навыков может стать эффективным средством в развитии коммуникативных навыков у учащихся. При работе по данной программе на первый план выходит четырехуровневая речевая деятельность (аудирование, чтение, говорение, письмо), а основной единицей обучения становится текст. Языковой материал перестает рассматриваться как предмет изучения, а становится средством овладения языком во всех его функциях, что способствует формированию коммуникативно активной личности.

 

 


 

 

1.    Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку/ О.А. Александрова // Русский язык. – 2006. – № 3. – С. 4–6.

2.    Ладыженская, Т.А. Риторика и обновление школьного образования / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 5–8.

3.    Ладыженская, Т.А. Подходы к анализу уроков риторики / Т.А. Ладыжевская, Н.В. Ладыжевская // Сб. Школа 2100, Вып. 4. – М., 2000. – 154 с.

4.    Верниковская, А.В. Русский язык : учеб.для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / А.В. Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Демина. – Минск : Нар. асвета, 2007. – 127 с.

5.    Верниковская, А.В. Русский язык : учеб.для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / А.В. Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Демина. – Минск : Нар. асвета, 2007. – 127 с.

 

 

 

 

 

MediaLex 2013