Веремеюк Ольга Владимировна ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Брест, УО "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место. Загадка получила определение со времён Аристотеля, который назвал её хорошо составленной метафорой. В.И. Даль писал, что загадка – это «иносказание или намёки, окольная речь, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Наиболее точное описание загадки принадлежит В.П. Аникину: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность» [1, с.123]. Загадка – это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первую очередь не содержат прямого вопроса: в них даётся замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чём идёт речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер). В большинстве загадок описание признаков предметов, название которого надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица – отгадываемого предмета. Например:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут – Я всё терплю и всем добром плачу (земля).
Встречаются загадки, построенные на диалоге:
– Это чёрная? – Нет, красная. – А почему белая? – Потому, что зелёная (красная смородина).
Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путём отрицания:
Кругла, а не месяц, Жёлта, а не масло, С хвостом, а не мышь (репа) [1, с. 126]. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. В загадке тем или иным способом «зашифрована» отгадка [1, с. 124]. С некоторых пор в исследовательской литературе получило распространение мнение, что загадка – это как бы свод знаний и сведений народа о внешнем мире, что загадки составляют своеобразный курс народного «мировидения» [2, с. 54]. Основное назначение жанра загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, смекалку, образное мышления. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. Красные сапожки в земле лежат – свекла замысловато сравнивается с красными сапожками. Другая важнейшая функция «загадочного» жанра в том, что загадка открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях [2, с. 55]. Загадка содействует активизации познания окружающего мира, формирует навыки логического мышления, развивает наблюдательность. Загадки были средством развития и незаметно воспитывали. На протяжении всей истории загадок сохранилась их обучающая функция [1, с. 125]. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на деятельность» [2, с.79]. Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности [3, с. 64]. Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изученном понятии, предмете, слове, букве, слоге и т.д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка. Для развития у детей навыков образной речи необходимо проводить анализ языка загадки. «Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?» и т.д. Овладение навыками образной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины. Систематическая работа по развитию у детей навыков речи – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки [3, с. 95]. Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма [4, стр. 4]. Систематическая работа по развитию у детей навыков речи предполагает доказательства при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Загадка как жанр учит уметь замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины [5, с.110]. Загадки обогащают словарь детей за счет многочисленности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [6, с. 187]. На основе учета характера загадок, особенностей развития детей можно сформулировать следующие требования к их применению в целях развития словаря: – загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; – загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов); – отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания; – придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов; – загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме [3, с. 87]. При обучении детей начальных классов учителя часто используют загадки. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Их используют на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума [7, с.27]. В загадках, как и в сказках, былинах, песнях, мы можем найти отголоски самых разных эпох. Тур ходит по горам, Турица - по долам; Тур свистнет, Турица-то мигнет. (Гром и молния) Это очень старые образы. Туры (дикие европейские быки черного цвета с большими рогами) – вымершие животные, редко упоминающие в фольклоре. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают мир. Так же они «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов, способности к творчеству, логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)». Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». По мнению современных педагогов, «процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству» [8, стр.44]. Из вышесказанного следует, что загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес как самим процессом отгадывания загадок, так и результатом интеллектуального состояния. Таким образом, при использовании методики обучения отгадыванию и составлению загадок происходит развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста.
1. Зуева Т.В., Кидрин Б.П. Русский фальклор: Учебник для высших учебных заведений. – 4-е изд., – М.: Флинта: Наука, 2002. – 400с. 2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с. 3. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. -159с. 4. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1959, - 991с. 5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127с. 6. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с. 7. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград: "Детская литература", 1982. - 191с. 8. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10. - 112с.
|