Волкова Нина Валерьевна ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Брест, УО "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"
На современном этапе развития педагогической теории и практики активизация познавательной деятельности учащихся является одной из актуальных проблем. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе. Сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. Это требует создания в общеобразовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности в учебно-познавательную. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Акцентируя внимание в определении учебной деятельности на активной позиции школьника, уделяется внимание её основной характеристике – познавательной активности, которая в обучении выступает как качественный показатель деятельности, как свойство личности, который отражает отношение школьника к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор оптимальных путей для достижения цели); фиксирует отношение субъекта к деятельности (потребностям, мотивам, волевым усилиям, эмоциям). В педагогике понятие «активизация учебной деятельности учащихся» трактуется по-разному. В становлении данного понятия можно выделить два периода: первый период – 1960 – 1980-е гг.; второй – 1980 – 2000-е гг. В период с 1960–1980-е гг. вопросы активизации учебной деятельности школьников преимущественно ставились с позиции деятельности учителя, а не учащихся. Исследователи сосредоточивали свои усилия на разработке таких действий педагога, при которых он должен различными способами активизировать учебную деятельность школьников. Существенные изменения происходят во второй половине 1980-х гг. акцент смещается с действий учителя на действия учеников, на качество учебной деятельности. В данный период «качество учебной деятельности понимается как результат не только усилий учителя, но и собственной активности ученика, в организации которой ведущую роль играют средства интенсификации и оптимизации» [1, с. 44]. Так, например, Т.И. Шамова определяет познавательную активность как «качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [2, с. 54]. В связи с развитием новых представлений о личностной ориентации обучения активизация учебной деятельности школьников предстаёт как процесс индивидуального воздействия средств активизации на формирование личности ученика. Так, С.А. Барамзина к компонентам системы средств активизации учебной деятельности школьников относит: содержание, методы, формы, средства обучения [1, с. 44]. Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребёнка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Перед учителем встаёт задача – заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является использование возможности показать значимость и ценность содержания учебного материала. Дидакты И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин, М.И. Махмутов под методами обучения понимают «способы организации познавательной деятельности» учащихся [3, с.97]. Совершенствование процесса обучения в целях повышения активной деятельности связано с усилением активизирующего влияния методов обучения на процесс учебной деятельности школьников на основе увеличения доли методов, которые создают условия для субъект-субъектного взаимодействия, сотрудничества, свободного общения с целью выполнения учебной задачи. По мнению С.А. Барамзиной, формы организации обучения – упорядоченный способ существования содержания, овладение которым становится средством, способствующим раскрытию и развитию индивидуальных способностей ребёнка [1, с. 45]. Формы организации обучения выступают средством, способствующим активизации учебной деятельности школьников при соблюдении следующих условий: соответствие форм обучения чётким целям дидактической системы; положительный эмоциональный настрой, который достигается только тогда, когда выбранные формы создают условия полного достижения результата собственной деятельности каждого учащегося; создание атмосферы равно-правного общения и сотрудничества. Дидактический контекст учебно-педагогического взаимодействия пред-ставляет собой специально организованное сотрудничество учителя и учащихся. Это важное условие активизации учебно-познавательной деятельности школьников, которое реализуется посредством педагогических технологий. По мнению Г.К. Селевко, М.В. Кларина и других учёных, технология представляет собой многомерный процесс, который выступает системой функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Современные педагогические технологии содействуют не только усвоению учащихся изучаемого материала, но и развитию у них различных психологических аспектов, то есть мышления, интеллекта, целеполагания и прочее. В связи с этим технологию обучения правомерно определить как «процесс межличностного взаимодействия его участников по проектированию учебной деятельности и её реализации, когда максимально учитываются индивидуальные способности и возможности субъектов и гарантируется достижение поставленных целей» [4, с.45]. Реализация системы средств активизации в значительной степени содействуют технологии проектного, кооперативного обучения, игровые и другие. Игровая технология представляет собой чёткую последовательность, действий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая деятельность создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Учитывая возрастные особенности младших школьников, целесообразно предположить, что именно игровые технологии в значительной степени обеспечивают активизацию их учебной деятельности. Воспитывающий и развивающий потенциал игровых технологий определяется сущностью игры, игровой деятельностью. Игра выступает как форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Проблема игры анализируется в работах зарубежных учёных. Наиболее значимы исследования Э. Берна, И. Байера, Ж. Пиаже, Й. Хейзинга, Ф. Шиллера, К. Гросса, К. Бюллера и других учёных. Игра как социально-психологический феномен исследуется в работах О.С. Газмана, И.П. Иванова, С.И. Шмакова и других. Ценность игр (применительно к урокам русского языка и литературного чтения) заключается в том, что на их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное − стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу как личностных качеств школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, – так и психических процессов, таких как: память, мышление, внимание, речь, воображение и т.д. Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание и поддержать интерес к уроку.
1. Барамзина, С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно ориентированного обучения/ С.А. Барамзина// Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Педагогика. – 2006. – № 8. – С. 41–47. 2. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 208 с. 3. Коцевич, С.С. Педагогика / С.С. Коцевич. – Брест : Издатель С.Б.Лавров, 2001. – 364 с. 4. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. – Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1997. – 304 с.
|