Янушкевич Мария Васильевна
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Гродно, УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х гг. ХХ в. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. В 60-70-е гг. ХХ в. педагоги и психологи стали разрабатывать направление в методике обучения, получившее название проблемного. Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1]. Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. По результатам анализов многочисленных исследований, проводимых в педагогике, можно убедиться, что большинство педагогов-практиков правильно понимает значение проблемного обучения, его функции. Однако чёткого представления о конкретных путях осуществления проблемного обучения на уроках русского языка и об его основном звене – проблемных ситуациях – учителя не имеют. Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать конкретный путь, не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Возникает возможность развернуть целую систему проблемных ситуаций. Приемы создания проблемных ситуаций: 1. Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения. 2. Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос. 3. Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций. 4. Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. 5. Определить проблемные теоретические и практические задания. 6. Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками). Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения. [2, с. 108]. Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Из проблемной ситуации может быть 4 выхода: -учитель сам ставит и решает проблему; -учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения; -учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя; -учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Бесспорно, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников. К недостаткам можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное (по сообщению готовых знаний). Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости [3]. Огромная роль в проблемном обучении отводится педагогу. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое). [2, с. 134]. Для того чтобы деятельность учеников сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается не на разделение функций между учителем и учеником, а на распределение между ними последовательных этапов решения учебной задачи, то есть приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, ибо в младшем возрасте формируются базовые основания для целенаправленного развития личности ребёнка, для развития его физических и интеллектуальных способностей, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Выделяются три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из самых трудных тем в начальной школе. Проблемой изучения глагола в начальных классах занимались Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, О.В. Сосновская и др. Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Нами разработаны проблемные задачи для учащихся 3-го класса по теме «Глагол». Их можно разделить на пять блоков: 1) направленные на формирование общего лексико-грамматического понятия «глагол»; 2) направленные на изучение грамматической категории числа глагола; 3) направленные на изучение грамматической категории времени глагола; 4) направленные на усвоение темы изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; 5) направленные на усвоение правила написание не с глаголами. С целью формирования общего лексико-грамматического понятия «глагол» можно использовать следующие проблемные задачи: · Составьте два предложения со словом пила, чтобы оно являлось в одном предложении существительным, а в другом – глаголом. · Спишите предложения и подчеркните в них глаголы. Весной дятел строит себе гнездо. Он долбит своим крепким носом мягкое дерево. Из дупла дятел выбрасывает весь мусор, кору, щепки. С целью изучения грамматической категории числа глагола предлагаем использовать следующие проблемные задачи. · На доске записано два предложения: Мальчик ловит рыбу. Мальчики ловят рыбу. - В форме какого числа употреблён глагол в первом предложении? (В единственном.) - Почему? (Действие выполняет один человек.) - А во втором предложении? (Во множественном, так как действие выполняет несколько человек.) · Из ряда словосочетаний, запишите те, в которых глагол употреблён в форме единственного числа. Мальчик бегает, бабочки летают, птицы поют, девочка читает, мама работает, повара готовят, собака лает, ученик пишет. С целью изучения грамматической категории времени глагола можно использовать следующие проблемные задачи. · Ученикам предлагаются три предложения: 1. Ребята ходили в кино. 2. Ребята идут в кино. 3. Ребята пойдут в кино. - В каком предложении глагол обозначает действие, которое уже прошло? (В первом.) Поставьте к нему вопрос. - Как можно назвать время, если действие уже прошло? (Прошлое, прошедшее.) - В каком предложении глагол обозначает действие, которое ещё происходит? (Во втором.) - Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (Настоящее время). - В каком предложении глагол обозначает действие, которое произойдёт позже, потом? (В третьем.) - Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (Будущее время) · Спишите текст, в котором глаголы употреблены в прошедшем времени. 1. Идёт урок рисования. На партах лежат альбомы и карандаши. Дети рисуют осень. 2. Скоро наступит зима. Все деревья покроются пушистым снегом. Лесным жителям будет тяжело найти себе обед. 3. Мальчики ходили на речку. Там они ловили рыбу и купались. Сергей поймал окуня, а Павлику попалась на крючок щука. Для усвоения темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам» нами разработаны следующие проблемные задачи. · На доске записано: Дуб зеленел__. Липа зеленел __. Дерево зеленел __. Травы зеленел __. - Какой частью речи являются слова в предложениях? (Именем существительным и глаголом.) - Назовите существительные, в каком числе они употреблены? (Дуб, липа, дерево – единственное число, травы – множественное число.) - Определите род данных имён существительных. (Дуб – м.р., липа – ж.р., дерево – ср.р., травы – род не определяется.) - Прочитайте глаголы. Согласны ли вы с таким написанием? (Нет.) - Допишите окончания. - В каком времени употреблены данные глаголы? (В прошедшем времени.) - Определите число данных глаголов. (Зеленел – единственное число, зеленела – единственное, зеленело- единственное число, зеленели – множественное число.) - Назовите глаголы прошедшего времени, единственного числа вместе с относящимися к ним существительными. (Зеленел дуб, зеленела липа, зеленело дерево.) - Почему у глаголов разные окончания, от чего зависит окончание глаголов? (Окончание глаголов зависит от существительных, с которыми они связаны по смыслу.) - Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени в единственном числе? (По родам.) - По каким признакам можно определить род глагола в прошедшем времени в единственном числе? (Ответы учеников.) - Существительные и глаголы во всех предложениях поставьте во множественное число. (Ученики выполняют.) - Выделите окончание глаголов. (Ученики выполняют задание.) Для усвоения правила «Написание не с глаголами были использованы следующие проблемные задачи. · На доске записаны слова: любил, читал, писал. -Придайте словам отрицательный смысл. (Не любил, не читал, не писал.) - Что помогло глаголам получить отрицательный смысл? (Слово не.) - Какую роль в речи играет частица не? (Придает отрицательный смысл словам.) - Вы можете сразу сказать, как пишется частица не с глаголами? (Предположения ребят.) - Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило: правописание частицы не с глаголами? (Ответы учеников.) · Соедините начало и конец пословицы. Кто не работает, не дружит. С ложью правда и рыбку из пруда. Без труда не вытащишь не делает. Лень добра тот не ест. - Посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу не с глаголами? (Раздельно.) В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся. Считаем, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что ученик ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
1. Дубровская, Е.В. Технология проблемного обучения / Е.В. Дубровская // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/tehnologiya-problemnogo-obucheniya. – Дата доступа: 22.11.2012. 2. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: кн. для учителей / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с. 3. Нистоцкая, В.А. Что такое проблемное обучение? / В.А. Нистоцкая // Сайт познавательного журнала «Школа жизни» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: hppt://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42552. – Дата доступа: 20.07.2012.
|