MediaLex-2015

 

 

Концевой Михаил Михайлович

СЕМИОТИКА ГОРОДСКИХ ПАССАЖИРСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
В КОНТЕКСТЕ ИХ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

 Брест, УО "Брестский государственный технический университет"

 

Семиотическая концепция описания социальной реальности приобретает популярность благодаря её возможностям помогать объяснять природу городских феноменов, их влияние на социальные процессы и находить эффективные практические решения проблем развития и роста современной городской среды.

Город в семиотическом контексте может рассматриваться как сложно организованный многоуровневый гипертекст, а его транспортные потоки могут быть поняты в качестве особой системы знаково-символических коммуникаций.

Использование семиотической концепции в исследованиях, в том числе в приложении к городской инфраструктуре, разносторонне описано в научной литературе (Т.М. Дридзе, Ю.М. Лотман, О.И. Генисаретский, Дж. Голд, Е. Акимкин, А. Давыдов, В. Глазычев, Ю. Степанов, М. Вильковский, О. Яницкий, М. Кузьмин).

Логистическая система городского пассажирского транспорта характеризуется координацией движения материальных и информационных потоков и услуг, наличием информационных коммуникаций как в самой системе, так и между системами и средой, наличие контуров обратных связей в каналах информации, обеспечивающих целенаправленное поведение системы.

Логистика понимается как учение о планировании, управлении и контроле движения ресурсов (материальных, информационных, финансовых) в различных системах.

Основные проблемы транспортной логистики и основные направления использования информационных технологий в организации транспортных потоков рассмотрены в научных трудах В.П. Алферьева, И.Д. Афанасенко, Г.Л. Багиева, М.П. Гордона, М.Е. Залмановой, О.А. Кролли, Л.Б. Миротина, О.А. Новикова, О.Д. Проценко, А.М. Родникова, В.Г. Санкова, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, Р.Г. Соколова, М.М. Третьякова, С.А. Уварова, М.А. Чернышева, В.Н. Шутя. Указанными авторами предложены конкретные эффективные решения современных логистических задач.

Однако развитие экономики обуславливает высокую потребность исследования новых возможностей эффективной реализации логистического подхода, в том числе в системе городского пассажирского транспорта.

Современная транспортная логистика строится на основе «интеллектуальных транспортных систем» (Intelligent Transport Systems, ИТС) – системной интеграции современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированной на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта [1].

Проектирование, внедрение, продвижение и эффективное использование ИТС представляет собой многокритериальную задачу. Решение данной задачи в условиях существующей физической инфраструктуры предполагает использование нестандартных подходов в организации транспортной деятельности на основе современных информационных технологий [2], в том числе семиотического подхода.

Логистика городских пассажирских перевозок рассматривается как совокупность проектных решений, технических средств, методов организации и управления, обеспечивающих максимально полный учет и заданный уровень удовлетворения транспортных потребностей пассажиров при минимальных затратах.

В данном контексте представляется необходимым учитывать два обстоятельства.

  • логистика предполагает планирование и управление движением как материальных, так и информационных (знаковых, символических) ресурсов.

  • потребности человека постиндустриального общества в значительной степени являются информационными и могут быть поняты в категориях «символического потребления» [3].

В постиндустриальном обществе потребление становится системой коммуникации и обмена.

В таком семиотическом понимании в процессе потребления мы имеем дело не с вещами, интерпретируемыми обществом как знаки общественных ценностей, а со знаками, заключающими в себе особые социальные отношения и определенный смысл, придаваемый им в зависимости от контекста [4]. Это в полной мере касается транспортных потребностей и требований пассажиров в современном городе.

Пассажирские перевозки не просто сопровождаются сопутствующими им потоками информации, но все больше фундируются и мотивируются последними, удовлетворяя, в конечном счете, именно информационные, знаково-символические потребности пассажиров.

С учетом сказанного требуется переосмыслить значение семиотических аспектов в таких важнейших свойствах городского транспорта как логистической системы, как целостность и членимость, связность, структурность, интегративность [5].

Семиотический подход, рассматривая логистическую систему как целостную совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, позволяет по-новому осуществить декомпозицию данной логистической системы на элементы, выявить новые существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества и, в конечном итоге, оказать нужную услугу необходимого качества в нужное время в нужном месте с минимальными затратами, адаптируясь к изменяющимся условиям среды.

Семиотика городов многоуровневая (топонимика, знаки ландшафта, знаки архитектуры, городской символики, геральдики) и проблематизируется особенностями восприятия знаков города жителями и туристами, а также влиянием знаков (символов) на формирование самих горожан.

Для транспортной логистики можно отметить особое значение таких семиотических конструкций, как географическая карта, состоящая из знаков территориально-пространственной сферы; институциональные учреждения (школа, почта, вокзал и др.), места праздничных мероприятий, местная реклама.

Учтен и реализован семиотический аспект пассажирских перевозок может быть у различным образом, в том числе:

  • оформлением транспортного средства,

  • скоростными качествами транспортного средства,

  • удобством пользования транспортного средства для пассажиров,

  • дорожной разметкой городских магистралей,

  • организацией системы пешеходных переходов [6].

Фактором дальнейшей оптимизации логистики городских пассажирских перевозок на основе такси может стать использование семиотического подхода в реализации разрабатываемого автором мобильного приложения, обеспечивающего онлайновый заказ клиентом транспортного средства.

Заказ такси посредством компьютерной сети обладает тем преимуществом, что предоставляет одновременный доступ ко всем службам такси города с десятками таксопарков и тысячами машин самых разных марок, моделей, вместимости и класса. Онлайновый заказ позволяет пассажиру не тратить время на поиск лучшего предложения по соотношению «цена и условия поездки» и максимально быстро получить свободное такси с нужными характеристиками и в желаемой ценовой категории.

В данном контексте, семиотический подход предполагает, что такси служит средством удовлетворения транспортных потребностей клиента не только и не столько на физическом (материальном) уровне (как срелство перемеещения), но и на знаково-символическом (смысловом) уровне, как инструмент утверждения социального и культурного статуса, подтверждения своего положения в индивидуальном и груповом  смысловом пространстве.

В то же время даже сам физический уровень в некоторой степени (иногда значительной) может быть обусловлен знаково-символическим уровнем. Особео значение такая обусловленность имеет для туристов, но и для горожан она играет значимую роль и не должна быть игнорируема в логистической оптимизации пассажирских перевозок.

Реализация семиотического подхода может быть осуществлена на различных уровнях. Прииспользовании клиент-серверной архитектуры (Client-server) такими уровнями будут:

  • уровнь клиента (реализация семиотического подходанепосредственно в приложении);

  • уровень сервера приложений (application server) — программной платформе, использующейся для эффективного исполнения процедур (программ и скриптов), которые поддерживают построение приложений и доступной разработчику программного обеспечения через интерфейс прикладного программирования (API), который определен платформой.

Наибольший эффект даст интеграция его реализаций на обоих уровнях.

На уровне сервера семиотический аспект может быть реализован различным образом:

  • на основе картографической разметки;

  • на основе TF-IDF (term frequency – inverse document frequency) – критерия релевантности документа поисковому запросу как статистической меры оценки важности слова в контексте информационного поиска при кластеризации;

  • на основе технологии системы автозаполнения при наборе и др.

Реализация семиотического аспекта непосредственно в приложении для мобильного устройтсва может быть осуществлена посредством дизайнерских решений, особенностях реализации структурирования меню «Избранное», а также на основе организации системы пользовательских настроек.

Использование мобильной версии приложения дает возможность разработчику на основе сбора и анализа статистики пользовательских запросов в контексте городской семиотической знаково-смысловой среды реализовать персонализацию работы приложения, повышающую релевантность и пертинентность отклика на его поисковые запросы с большей эффективностью, удовлетворяя его базисные транспортные потребности.

 


 

  1. Шуть В.Н. Расширение возможностей оптимального управления транспортными потоками в улично-дорожной сети города / В.Н. Шуть / Електроніка та інформаційні технології. 2013. Випуск 3. С. 193–201 / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://electronics.lnu.edu.ua/elit/pdf/3_20.pdf

  2. Vasilij Shuts. New possibilities in traffic management in the city road network / Shuts Vasilij / The 14th International Conference «RELIABILITY and STATISTICS in TRANSPORTATION and COMMUNICATION – 2014» / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tsi.lv/sites/default/files/editor/science/Conferences/RelStat14/shuts.pdf

  3. Самарская Е. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков / Е. Самарская // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М., 2006. – С. 251–264.

  4. Фуркин Б.А. Символическое потребление и человек в информационном обществе / Б.А. Фуркин / Вестник МГУКИ. – 2012. – № 6. – С. 45–49.

  5. Мальчикова А.Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок / А.Г. Мальчикова / Автореф. канд. дисс. 2000 / / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/654/522/1219/malxx5eikowa.pdf

  6. Шуть В.Н. Робототехническая магистральная система «Пешеходный переход» / В.Н. Шуть / «Штучний інтелект». – 2011. – № 3. / Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/60064/44-[Shuts.pdf?sequence=1

 

MediaLex 2015