Курченя Екатерина Юрьевна ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Гродно, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Методика обучения учащихся младших классов речевому этикету складывается из приемов обучения нормам поведения в речевых ситуациях, которые встречаются в повседневной жизни: в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, совета, извинения и др. Программа для дошкольных учреждений «Пралеска» и учебные программы для общеобразовательных школ не обходят своим вниманием вопросы, связанные с речевым этикетом. Рассмотрим это на примере учебной программы для начальных классов общеобразовательных школ Беларуси. Одной из задач курса «Введение в школьную жизнь» является «развитие коммуникативных навыков общения и взаимодействия с учителем и сверстниками»[1, с. 4]. Дети должны учиться знакомиться, общаться в ситуации сотрудничества, усваивать правила поведения ученика, правила вежливости. В пояснительной записке программы по русскому языку говорится, что в рамках изучения таких разделов, как «Речь» и «Текст», учащиеся «получают представление о речевом этикете, знакомятся с некоторыми правилами речевого поведения» [1, с. 37]. Материал речевого этикета объединяется заглавием «Этика речи» и распределяется следующим образом: 2-й класс – Культура общения; Умение обратиться к собеседнику; Усвоение различных форм обращения; Ознакомление со словами вежливости, которые употребляются при встречи и прощании; Практическое усвоение форм приветствия и прощания в различных ситуациях; Умение спрашивать, отвечать, просить, благодарить, извиняться; 3-й класс – Употребление слов, выражающих просьбу, пожелание, поздравление; Обращение к незнакомому человеку с вопросом, просьбой; 4-й класс – Усвоение некоторых основных этических правил общения: не вмешиваться в разговор других людей, уметь слушать, быть внимательным, доброжелательным, приветливым в разговоре; Слова, выражающие благодарность, извинение, вежливую просьбу; Составление поздравлений и приглашений к празднику. Следует отметить, что, несмотря на присутствие вышеуказанных вопросов в программе, в примерном календарно-тематическом планировании по русскому языку они не упоминаются. Недостаточно материала, посвященного речевому этикету, и в действующих учебниках по русскому языку для начальных классов. Учебная программа предусматривает материал по речевому этикету и в рамках такого предмета, как литературное чтение. В соответствии с программой в четвертом классе на уроках литературного чтения учащиеся должны учиться убедительно отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника, уважительно относиться к его мнению.Курсовые и дипломные исследования последних лет, проведенные на педагогическом факультете ГрГУ имени Янки Купалы (авторы Сетак Л., Егорова Л., Щербакова И., Русакевич Ю.), свидетельствуют, что наиболее сложными при выборе правильной формулы речевого этикета и пути речевого поведения для дошкольников и учащихся младших классов являются ситуации знакомства, разговора по телефону, выражения несогласия с мнением собеседника, конфликта в игре, а также речевые ситуации, связанные с редко встречающейся обстановкой (например, поздравление с новосельем в рамках ситуации поздравления и пожелания). Кроме того, использование или неиспользование знакомых дошкольникам и учащимся речеэткетных формул (например, приветствия, прощания и благодарности) зависит от статуса того, с кем они общаются: педагог, практикант, сверстник.При обучении нормам речевого поведения и формулам речевого этикета, характерным для той или иной речевой ситуации, могут использоваться:
Набор методических приемов обучения речевому этикету универсален для освоения любой речевой ситуации. Выбор того или иного приема зависит от возраста, интересов, уровня знаний и умений учащихся. Например, начиная разговор с младшими школьниками о речевом этикете, следует обратить внимание детей на то, что степень его проявления зависит от равенства или неравенства участников общения. Чем больше степень неравенства, тем строже правила этикета. Е.В. Нечаева предлагает ввести понятие «уровень общения». Она выделяет 4 уровня: «королевский», «наш», «дружеский», «лучше не надо». Младшим школьникам эти уровни предлагается объяснить так. Первый, или королевский, – тот уровень, на котором разговаривают в королевском дворце. Это очень высокий уровень. Наверное, на нем говорят придворные дамы в длинных платьях и кружевах, мужчины в шляпах и со шпагами, королева в короне. Второй уровень тоже очень высокий. Так разговаривают вежливые, воспитанные взрослые люди. На этом уровне учащимся предлагается разговаривать на уроках, поэтому он и называется «наш». Для разговоров с близкими, друзьями ребята могут использовать третий, «дружеский», уровень. Он и «пониже» и «попроще». Последний уровень – «лучше не надо». На нем грубые слова, употребляемые невоспитанными людьми. Таких слов лучше избегать, поэтому название уровня не случайно [2, 3].В начальной школе обучение правилам речевого этикета может проводиться как на специально отведенных занятиях по интересам, классных часах, так и на уроках русского и белорусского языков (с акцентом на национальную специфику), уроках литературного чтения и риторики. Занятия по речевому этикету должны быть практическими, включающими в себя занимательные формы. Темы для обсуждения подскажет сама жизнь. При обучении речевому поведению в различных ситуациях можно использовать в качестве дидактического материала произведения детской литературы, например, стихи, написанные в форме вредных советов (Г. Остер, С. Тихонов), которые в занимательной форме помогут выработать правила.
1. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I–IV классы / Министерство образования Республики Беларусь – Мн.: НИО: «Аверсэв», 2007. – 264с. 2. Нечаева, Е.В. Занятия по речевому этикету / Е.В. Нечаева // Начальная школа. – 1997. – № 7. – С. 9–15. 3. Нечаева, Е.В. Занятия по речевому этикету / Е.В. Нечаева // Начальная школа. – 1997. – № 11. – С. 13–18.
|