MediaLex-2015

 

 

Левкович Мария Александровна

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

УО «Брестский государственный университет им. А.СМ. Пушкина»

 

 

Речь учащихся начальных классов формируется сегодня в неблагоприятной языковой среде: ребята мало читают художественную литературу; не может быть речевым образцом то, что они слышат на улице, во дворе, а иной раз и дома; не всегда служит хорошим примером современное радио и телевидение. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

В такой ситуации для обогащения и развития речи учащихся необходимо максимально использовать возможности всех учебных предметов, в первую очередь уроков литературного чтения и русского языка.

Целенаправленная работа по развитию связной речи детей начинается с первых дней обучения ребёнка в школе. Учебные программы предусматривают общую последовательность и перспективность развития речи. Работа в этом направлении строится на системе речеведческих знаний и формируемых на их основе речевых умений. Теоретический материал, который усваивается детьми, имеет практическое значение и является главным условием овладения школьниками речевыми умениями. Наилучшим образом обеспечивает практическую направленность обучения русскому языку именно развитие речи, ибо оно при минимальном количестве теории, обеспечивает необходимые в обучении, в умственном развитии и в жизни умения воспринимать устную и письменную речь, выражать собственную мысль устно и письменно, общаться с другими людьми. Без хорошо развитой речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений.    Главное – развитие гибкости, точности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность вредна и недопустима: развитие речи – это последовательная, постоянная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Взаимообусловленность языковых, речевых и мыслительных способностей человека, их теснейшее взаимодействие в процессах речевой и речемыслительной деятельности – неоспоримый факт, из которого вытекает очень важный методический вывод: эффективно формировать и развивать указанные способности по отдельности невозможно. В противном случае высокие результаты в развитии речи учащихся достигнуты не будут. Речь – это не просто слова, словосочетания, предложения, тексты. В нормальной естественной речи живут мысли того, кто её производит. Поэтому мысль должна быть таким же объектом работы на уроках языка, как и слово, словосочетание, предложение, текст.

В последние десятилетия произошли существенные изменения во взглядах учёных на природу языка. Он теперь рассматривается не как статическое, а как динамическое явление. Стало очевидным, что слово как основная единица языка может выполнять свои функции в речи только в теснейшем взаимодействии с мышлением. По этой причине язык нельзя изучать как систему чисто языковых единиц без их связи с мыслью.

Из сказанного следует, что в начальном курсе языка должны быть широко представлены упражнения, которые способствовали бы формированию и развитию у школьников языковых, речевых и мыслительных способностей в комплексе. Если согласиться с мнением известного лингвиста Ю. В. Попова, то под языковой способностью следует понимать способность человека в процессе речемыслительной деятельности на этапе внутренней речи создавать языковые знаки для формирующейся личности [1, с. 37]. Это происходит путём соединения мыслей, личностных смыслов, образов сознания с образами звуковых оболочек слов, которые хранятся в памяти и по своему лексическому значению соотносятся с личностными смыслами, активизированными в сознании мыслящего человека. Тем самым фактически создают слова, которые работают, функционируют во внутренней речи как элементы речемыслительного процесса, помогают рождению, формированию мысли.

При сообщении мыслей другим людям эти «внутренние слова» (термин Л.С. Выготского) могут быть выведены во внешнюю речь (устную или письменную) в соответствии с фонетическими, графическими, грамматическими и иными нормами языка, а при необходимости могут быть заменены другими, более подходящими словами. Но и эти слова должны стать единством живой, индивидуальной, личностно окрашенной мысли и материальной оболочки имеющегося в языке слова. В этом процессе говорящий очень часто переосмысливает известные в языке слова, наполняет их новым смыслом. Именно так появляются, в частности, авторские метафоры в произведениях литературы. Таким образом, мы не просто берём из языка слова в готовом виде и строим из них сообщение, мы порождаем и мысли, и языковые знания, и само речевое высказывание.

 

 


 

 

1. Попов, Ю. В. Текст: структура и семантика / Ю. В. Попов. – Минск : ТетраСистемс, 1984. – 339 с.

 

  

MediaLex 2015