Масальская Анастасия Ивановна
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО Гродно, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Средством, адекватным для оценивания компетентностей студентов, описывающим самодостаточное языковое «я» личности, вписывающимся в формат государственной итоговой аттестации, выступает электронное портфолио. Выбор именно данного средства обусловлен также тем фактом, что оно позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, профессиональной и др. – на протяжении всего периода обучения. Электронное портфолио в нашем понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека за определенный период времени. И в то же время электронное портфолио позволяет в полной мере раскрыться языковой индивидуальности студента, служит средством самовыражения языковой личности студента. Его применение позволяет решать задачи не только контроля, но и планирования, организации и самоорганизации, включения студента в процесс развития своих компетенций, поощрения активности и самостоятельности. Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга образовательного и профессионального роста студента. Электронное портфолио также дает возможность студентам и выпускникам составить свое профессиональное портфолио, позволяющее привлечь внимание работодателя и подчеркнуть свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами. Таким образом, портфолио выполняет несколько функций: диагностическую, контрольную, оценочную, аттестационную, рейтинговую, мотивационную, организационную, рефлексивную. Предлагаемая нами структура электронного портфолио разработана на основе нормативных документов, требований учебных стандартов, компетентностных моделей выпускника. Необходимость интегрировано оценивать сформированные компетентности студента позволила нам выделить следующие разделы электронного портфолио: титульный лист (фотография, фамилия, имя, отчество студента, факультет, курс, группа, электронная почка, профессиональное кредо), резюме, учебная деятельность, научно-исследовательская деятельность, социальная и творческая деятельность, портфолио документов, отзывы. Организация деятельности по оценке созданного портфолио является одним из важнейших этапов рассматриваемой технологии. В неё входит:
При выработке критериев для оценивания материалов портфолио следует придерживаться трёх основных принципов:
Предметом оценки может являться как сам созданный продукт, так и результаты его использования. С точки зрения итоговой оценки портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему. Самый высокий уровень. Портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе обучающегося. В содержании и оформлении портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность. Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения обучающегося, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент в оформлении. Средний уровень. В портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития исследовательского, творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации (как устной, так и письменной), социальной инициативности и пр. Слабый уровень. Портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о достижениях обучающегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из разных категорий. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные общекультурные и профессиональные компетенции. Достоинством этой системы является ее легкая трансформация в итоговый балл по традиционной системе оценивания. Таким образом, электронное портфолио позволяет всесторонне представить достижения и способности обучаемых, уровень развития исследовательского, творческого мышления, способности к профессиональной коммуникации и пр. При этом средствами оценивания выступают продукты образовательной деятельности обучающихся. Внутренним механизмом является рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений. Предполагаемый результат при системном использовании аутентичных видов оценивания в образовательном процессе – компетентность в сфере самоорганизации, адекватная самооценка языковой личности студента.
|