MediaLex-2015

 

 

Масальская Анастасия Ивановна

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО
КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

 Гродно, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

Средством, адекватным для оценивания компетентностей студентов, описывающим самодостаточное языковое «я» личности, вписывающимся в формат государственной итоговой аттестации, выступает электронное портфолио. Выбор именно данного средства обусловлен также тем фактом, что оно позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, профессиональной и др. – на протяжении всего периода обучения.

Электронное портфолио в нашем понимании является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека за определенный период времени. И в то же время электронное портфолио позволяет в полной мере раскрыться языковой индивидуальности студента, служит средством самовыражения языковой личности студента. Его применение позволяет решать задачи не только контроля, но и планирования, организации и самоорганизации, включения студента в процесс развития своих компетенций, поощрения активности и самостоятельности. Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга образовательного и профессионального роста студента. Электронное портфолио также дает возможность студентам и выпускникам составить свое профессиональное портфолио, позволяющее привлечь внимание работодателя и подчеркнуть свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами. Таким образом, портфолио выполняет несколько функций: диагностическую, контрольную,  оценочную, аттестационную, рейтинговую, мотивационную, организационную, рефлексивную.

Предлагаемая нами структура электронного портфолио разработана на основе нормативных документов, требований учебных стандартов, компетентностных моделей выпускника. Необходимость интегрировано оценивать сформированные компетентности студента позволила нам выделить следующие разделы электронного портфолио: титульный лист (фотография, фамилия, имя, отчество студента, факультет, курс, группа, электронная почка, профессиональное кредо), резюме, учебная деятельность, научно-исследовательская деятельность, социальная и творческая деятельность, портфолио документов, отзывы.

Организация деятельности по оценке созданного портфолио является одним из важнейших этапов рассматриваемой технологии. В неё входит:

  • разработка параметров и процедуры оценивания,

  • различные формы работы по оцениванию портфолио и рефлексии деятельности по его созданию и использованию.

При выработке критериев для оценивания материалов портфолио следует придерживаться трёх основных принципов:

  1. Обеспечение полноты оценивания.

  2. Совместная деятельность.

  3. Цикличность деятельности.

Предметом оценки может являться как сам созданный продукт, так и результаты его использования.

С точки зрения итоговой оценки портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему.

Самый высокий уровень. Портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе обучающегося. В содержании и оформлении портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения обучающегося, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент в оформлении.

Средний уровень. В портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития исследовательского, творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации (как устной, так и письменной), социальной инициативности и пр.

Слабый уровень. Портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о достижениях обучающегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из разных категорий. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные общекультурные и профессиональные компетенции.

Достоинством этой системы является ее легкая трансформация в итоговый балл по традиционной системе оценивания.

Таким образом, электронное портфолио позволяет всесторонне представить достижения и способности обучаемых, уровень развития исследовательского, творческого мышления, способности к профессиональной коммуникации и пр. При этом средствами оценивания выступают продукты образовательной деятельности обучающихся. Внутренним механизмом является рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений. Предполагаемый результат при системном использовании аутентичных видов оценивания в образовательном процессе – компетентность в сфере самоорганизации, адекватная самооценка языковой личности студента.

 

 

MediaLex 2015