Назарчук Анна Васильевна
Нравственные
и этические параметры урока литературного чтения УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"
Основная цель литературного образования – приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического воспитания и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов и потребностей. Достижение этой цели предполагает: – чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой культуры; – формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова; формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; – развитие эмоциональной культуры личности, социально-значимого отношения к миру и искусству; – развитие специальных художественно-творческих способностей: творческого и воссоздающего воображения, образного мышления; эстетического чувства, необходимых человеку во всех сферах производственной и общественной жизни; – развитие навыков грамотного свободного владения литературной речью. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важных источников формирования нравственных качеств детей. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение. В течение всего курса обучения ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении. Персонажи художественного текста предстают перед ребенком как личности со свойственными им психологическими особенностями и жизненным опытом. Ребенок сопоставляет ее с теми моделями поведения, которые есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах и правилах поведения подвергаются проверке, корректировке и переработке. При этом он сам выбирает образец поведения. В качестве основного средства обучения используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организационный центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта Работа по произведению или предложенной детям жизненной ситуации строится на выяснении причин возникновения конфликта и возможных путей его разрешения, мотивов поведения персонажей, оценке поведения или поступка и определение каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации. Структура урока определяется поставленной целью и отобранным материалом, однако выделяются обязательные этапы: – введение в тему урока (вступительное слово учителя или вопросы учителя к детям с последующим обобщением ответов; работа с материалом, подготовленным детьми дома); – основная часть урока (с беседой по произведению); – итог урока. Итог предлагается подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать излишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний. Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение. На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий. На формирование нравственных качеств детей огромное влияние оказывает такая форма работы, как создание этических ситуаций. Включение этических ситуаций происходит успешнее, если тщательно изучена совокупность условий, в которых разворачивается жизнедеятельность учащихся; внимательно изучен их жизненный опыт. Учителем осуществляется подбор ситуаций, соответствующих возрасту детей, их предшествующему опыту; логике развивающего образовательного процесса. В педагогической практике используются такие этические ситуации: – проблемная – когда идет поток новых знаний для решения проблемы; – конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях; – прогностическая – направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого); – оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки; – аналитическая – для анализа верных и ошибочных действий участников; – репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения. В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. Литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе и признано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. На уроках литературного чтения проводятся заочные экскурсии в картинные галереи, в художественные музеи. Здесь дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя. Знания учащихся о нравственных нормах, полученные на уроке, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные, в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа и т.п. Этические беседы способствуют приобретению учащимися нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому ученику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам. Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Таким образом, процесс нравственного воспитания на уроках литературного чтения имеет свои специфические особенности. Они заключаются в подборе методов, средств и форм нравственного воспитания. Все это необходимо учитывать учителю при организации уроков литературного чтения.
|