MediaLex-2015

 

 

Панасюк Анна Витальевна

КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНСЕНСУС В МУЛЬТИЯЗЫЧНОМ ВИКИ-СООБЩЕСТВЕ

 УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

В информационном обществе потребления, где внимание является важнейшим коммуникативным ресурсом, любая популярность используется для неблаговидных целей манипулирования общественным сознанием. Вики-сообщества также фигурируют в различных сообщениях о недобросовестном редактировании и исправлении энциклопедических статей [1].

Однако вики-ресурсы создавались и развиваются как принципиально открытые и свободные, в которой контент может редактировать любой участник.

так, Википедия создаётся добровольцами со всего мира на 286 языках. По объёму сведений и тематическому охвату она считается самой полной энциклопедией в истории  человечества. В языковых разделах Википедии более 26 000 000 статей (http://meta.wikimedia.org/wiki/List_of_Wikipedias). Русский раздел Википедии в 2013 году преодолел отметку в 1 000 000 статей. Википедия является самым и наиболее популярным справочником в Интернете. Интернет-сайты Википедии ежемесячно посещает более полумиллиона  человек. Число активных пользователей, участвующих в создании Википедии, на январь 2014 года составило 76 000 человек [2].

При работе над статьями в Википедии все участники имеют равные права,  от них не требуется даже регистрации. В основе Википедии лежит убеждение, что открытое интернет-сообщество способно создать качественный информационно-коммуникативный ресурс, основанный на нейтральных уважительных позициях его участников. Достижение этой цели требует взвешенного подхода к ведению дискуссии, терпения, а также здоровой атмосферы в сообществе в целом, в то время как различные ограничения и запреты лишь мешают этому. Исключением может быть только ограничение прав пользователей в случае систематического вандализма для защиты Википедии (в конкретной статье администратор может временно запретить внесение в статью изменений незарегистрированными участниками). Таким образом, наибольший интерес представляют не технические средства борьбы с манипуляциями [3], а выработанный вики-сообществом инструментарий нахождения консенсуса.

Среди наиболее злостных нарушений принципов самоорганизации информации в Википедии стало явление «войны правок» (http://en.wikipedia.org/wiki/Editor_war), которое определяется различно (как манипулятивная стратегия; поведенческая конфронтационная установка; агрессивное использование механизма правок; неконструктивное поведение с целью победить в споре о содержании статьи) и представляет собой процесс, в ходе которого два или более редактора одной и той же статьи не могут прийти к консенсусу и периодически возвращают статью к той версии публикации, которая, по их мнению, более верна. В основном объектом таких разногласий являются статьи, связанные с серьезными конфликтами реального мира: экономическими, религиозными, этническими, политическими [4]. Войны правок часто ведутся организованными группами, координирующими свои действия и сознательно пытающимися манипулировать общественным мнением. Не случайно именно в контексте их преодоления вики-сообществом разрабатывался наиболее эффективный инструментарий нахождения консенсуса, описания основных принципов и процедур которого располагаются на следующих страницах русского раздела Википедии:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Пять_столпов;

  •  http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Равенство_участников;

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Категория:Википедия:Правила

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Война_правок;

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Война_правок;

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Обсуждение_правил/Войны_правок;

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Разрешение_конфликтов;

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Консенсус;

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Методика_голосований;

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Правило_трёх_откатов;

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Удаление_страниц.

Все коммуникации, осуществляющиеся в Википедии, ориентированы на поиск консенсуса через вежливое обсуждение и переговоры на страницах обсуждения. Если обнаруживается, что по некоторому поводу определённый консенсус достигается постоянно, соответствующие процедуры записываются в правила и руководства. В редких ситуациях, когда обсуждение не срабатывает, используется инструментарий разрешения конфликтов,  его средства и процедуры призваны помогать достижению консенсуса. Общепринято, что консенсус может работать только в среде рассудительных участников, которые с добрыми намерениями вносят свой вклад в совместную работу над точным и адекватным описанием различных точек зрения на предмет статьи. Предполагается, что участники стремятся к консенсусу, согласующемуся с базовыми принципами и правилами Википедии,  в особенности с правилом «нейтральной точки зрения».

Иногда группа участников может подавить мнение других (благонамеренных) участников (путем настойчивых действий, численного превосходства и хорошей организации) и создать широкую поддержку неточной, клеветнической или пристрастной версии статьи. Такая ситуация не может считаться консенсусом. Предпочтительный способ решения этой проблемы состоит в привлечении внимания других участников или поиска незаинтересованной стороны и просьбы о посредничестве на основе регламентированных процедур. Увеличение количества вовлечённых участников часто позволяет предотвратить искажение статей заинтересованным меньшинством.

В спорах термин «консенсус» часто используется в самых разных смыслах, начиная от «подлинного консенсуса» до «моей позиции». Во время «войн правок» можно наблюдать ситуацию, когда обе стороны утверждают, что существует консенсус за их версию статьи. Поэтому важно отметить, что наличие консенсуса в вики-сообществе означает всеобщее согласие подчиниться итоговому решению, даже если оно не нашло всеобщей поддержки. Среди участников, соблюдающих консенсус, будут не только те, кто поддерживает принятое решение, но  и те, которые  не поддерживают его, однако не  придают вопросу достаточного значения, не могут привести достаточно убедительных аргументов в пользу своей позиции, активно протестуют против решения, но вынуждены ему подчиниться, чтобы не нарушать принципы и правила Википедии.

Точное число для границы «квалифицированного большинства» определяются различно (от 60% до 80% участников) в зависимости от принимаемого решения и уровня критичности процессов его принятия. Голосование с необходимостью квалифицированного большинства не является для Википедии ключевой частью интерпретации обсуждения. Оно рассматривается как проверка на наличие консенсуса, а не как средство его достижения. Если наблюдается сильное несогласие с итогом со стороны сообщества Википедии, то становится ясно, что консенсус не достигнут. Дискуссия сама по себе более важна, чем статистика. Важнейшим элементом выработки консенсуса является уверенность в том, что все стороны выслушаны и все аргументы рассмотрены. Это предполагает  наличие общего стремления к эффективному сотрудничеству. Подлинный консенсус сообщества определяется не только и не столько арифметическим консенсусом, сколько весомостью высказанных участниками аргументов. Действительным критерием достижения консенсуса является успешная практика использования его как коммуникативной базы, причем сам найденный консенсус не является для сообщества чем-то незыблемым.

Эффективность вики-инструментария нахождения внутреннего консенсуса в результате совместной работы сообщества подтверждается исследованиями  динамики развития «войн правок» в Википедии [5] и в целом – разноплановых содержательных конфликтов в вики-сообществе [6]. Продолжающийся поиск эффективных коммуникативных решений для пересмотра общепринятой в вики-сообществе позиции и для достижения нового консенсуса по тем или иным вопросам имеет большое научное и образовательное значение  и нуждается в специальном теоретическом осмыслении.

 


 

 

1. Баловсяк, Н. Wikipedia: искажение информации – плата за популярность / Н. Баловсяк / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rublicon.ru/articles/861.html.

2.  Рейтинг Alexa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stats.wikimedia.org/EN/TablesWikipediansEditsGt5.htm

3.  Silverman, J. How the Wikipedia Scanner Works / J. Silverman / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://computer.howstuffworks.com/internet/basics/wikipedia-scanner.htm/printable

4.  Божедомов, И.О. Википедия: войны правок / И.О. Божедомов, А.А. Кучин / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s27/s27_06.pdf.

5. Sumi, R. Edit wars in Wikipedia / R. Sumi, T. Yasseri, A. Rung [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kornai.com/Papers/ieee1.pdf.

6. Yasseri, T. Dynamics of Conflicts in Wikipedia / T. Yasseri [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plosone.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pone.0038869.

 

 

MediaLex 2015