MediaLex-2015

 

 

Пунько Екатерина Сергеевна

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РЕЛИГИОЗНОГО
ДИСКУРСА

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

 

Одним из самых распространенных понятий, применяемых в современных гуманитарных науках, является дискурс. Однозначного определения в научной литературе и интернете этого термина не существует в виду его многогранности. Наиболее точным является выделение трёх классов употребления дискурса. К первому классу относиться непосредственно лингвистическое употребление дискурса. Во втором классе дискурс понимается, как способ говорения. И в третьем классе дискурс понимается как идеальный вид коммуникации, осуществляемы в максимально отстранённых условиях.

Религиозный дикурс – «это регламентируемая определёнными историческими и социокультурными кодами смыслообразующая и воспроизводящая речемыслительная деятельность, направленная на формирование, трансляцию и изменение догматического мышления, сакрального мироощущения и мистического опыта». [1]

Религиозный дискурс можно разделить на несколько подтипов. К первому относиться непосредственное общение в церкви, как религиозном институте. Ко второму можно отнеси общение в малых религиозных группах.  К третьему подтипу относиться индивидуальное общение человека с Богом. В данном случае между верующим и Высшей Силой отсутствует посредник.

Религиозный дискурс имеет определенное количество свойственных только ему специфических черт. К ним относиться ритуальность, театральность, идеологичность и эзотеричность.

 Ритуальность проявляется с двух сторон. С коммуниникативистской позиции, религиозный дискурс, направлен на передачу религиозного знания и с социологической точки зрения,  религиозный дискурс направлен на воспроизведение института в соответствии с канонами, закреплёнными в сакральных текстах и ритуальной практике.

Театральность религиозного дискурса означает сильную обусловленность дискурса местом и временем его осуществления и эмоциональной вовлечённостью не только участников дискурса, но и других кто имеет отношение к религиозным коммуникативным практикам.

Идеологичность выражается в том, что дискурс религиозной культуры транслирует и производит знания, формирует мировоззрение, основанное на комплексе догм и ценностей.

Эзотеричность означает, что подтверждение религиозных истин является прерогативой закрытой группы просвещенных.[2]

Религиозный дискурс имеет свои «законы» построения и специфическое семиотическое пространство. Наиболее явно, особенности построения и индивидуальных характеристики в построении религиозного дискурса, можно проследить на фоне многочисленных интернет источников. Самым распространённым материалом, относящимся к религиозному дискурсу, предлагаемым в сети интернет, считаются молитвы, затем следует проповедь.  

Рассмотрим проповедь, как пример религиозного дискурса доступного в сети интернет. Так как проповедь может одновременно относиться и к первому и второму классу употребления, то она является наиболее универсальной единицей религиозного дискурса. На фоне её можно наиболее точно проследить особенность дискурса.

Проанализировав православные проповеди, предоставленные в пользование мы выявили следующие особенности письменного религиозного дискурса.

Самой яркой особенностью, которая сразу привлекает внимание, является специфическое графическое оформление проповедей. В структурном плане в проповеди могут быть выделены три составные части: введение, основная часть и заключение.

Каждая проповедь имеет название, в котором указывается назначение проповеди, чаше всего они посвящены религиозному празднику, автором иногда является епархия или автор, к которой он принадлежит. Так же в проповедях посвящённых религиозному празднику, чаще всего в качестве эпиграфа употребляются слова из Евангелия, повествующие об этом событии

Далее следует обращение, чаще всего оно универсальное «братия и сестры». В проповедях часто присутствуют ссылки на Евангелие, учение апостолов. Все имена и местоимения, называющие Высшую силу, выражены графически, то есть употребляются с большой буквы, что привлекает внимание читателя к предмету дискуссии.

С нашей точки зрения политический и религиозный дискурс имеют много общих точек соприкосновения. Так как одной из основных задач религиозного дискурса является влияние на слушателя, то он схож способами выражения с политическим дискурсом. Прежде всего, и в религиозном, и в политическом дискурсе происходит мифологизация сознания человека, имеет место вера в магию слов, в божественную роль лидера.

Для того чтобы достигнуть необходимого результата в религиозном дискурсе часто используются эвфемизмы, экспрессивно-возвышенная и устаревшая лексика, специальные религиозные термины, благодаря которым слушатели сближаются друг с другом и ощущают себя одной семьёй.

Так как проповедь направлена на большое количество слушателей, и используется большое количество безличных конструкций. Часто употребляется цитирование и как результат в проповеди обнаруживается большое количество сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Так как далеко не все слушатели имею богословское образование, для объяснения тех или иных постулатов учения используется обобщение и конкретизация, адаптация и перенесение знаковых событий на повседневную жизнь. Так же как и в политическом дискурсе, выделяются категории «свои и чужие», которые позволяют более точно определить рамки дозволенного и более точно оценить моральные ценности и заповеди.

Графическое окончание проповедей, то же совпадает. В нем автор проповеди указывает свой сан, место служения и епархию к которой он относиться, своё православное имя, дату создания  и иногда закрепляет свои слова подписью.

Несмотря на то, что политический и религиозный дискурс имеет много общих черт существует принципиальное различие между ними. Лидер в политическом дискурсе посредством своих высказываний пытается привлечь внимание общества, чтобы получить выгоду. Часто ключевые тезисы выказывания являются заведомо ложными. В религиозном дискурсе проповедь преследует иные цели, главным является благосостояния слушателя, если не в данный момент, то в будущем. Автор религиозной проповеди всегда уверен в своей правоте и истинности своих высказываний.

 

 


 

  1. Тарасевич, Н.А. Дискурс-анализ: учеб.-метод. Пособие / Н.А. Тарасевич; Брест гос. ун-т. Имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2013. – 60 с.

  2. Бобырева, Е. Б. Религиозный дискурс: ценности и жанры / Е.Б. Бобырева // Знание. Понимание. Умение. – 2008. - № 1.

 

 

  

MediaLex 2015