MediaLex-2015

 

 

Шульган Виктория Сергеевна

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
С ВКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

Важнейшим из аспектов развития речи учащихся является обогащение словарного запаса. Подробный анализ практикуемых в современной школе приемов словарной работы привел нас к выводу, что обогащению словаря учащихся способствует прежде всего опора на элементы этимологии.

Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и таким образом более глубоко понять  семантику данной лексической единицы и причины ее  современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике наряду с общепринятыми способами толкования значения слова выделяют этимологический способ.

Мы считаем возможным и необходимым систематическое обращение к этимологии в начальных классах на межпредметном уровне прежде всего в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Это обусловлено особенностями психолингвистического развития младших школьников.

Общеизвестно, что у младших школьников образное мышление преобладает над логическим, поэтому применение этимологического анализа при работе со словом в начальных классах поможет детям открыть яркое, образное значение многих слов. Кроме того, использование элементов этимологии в начальных классах дает возможность опираться на изначальную, стихийную способность ребенка к этимологизированию и направлять ее в научное русло.

Нами описана система словарной работы на основе этимологического анализа в начальных классах, составлен краткий этимологический словарик для начальных классов. Работа велась с включением технологии развития критического мышления.

Речь пойдет о таких видах работы, как творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.

Творческое списывание.

Творческое списывание очень хорошо известно в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закрепления в памяти учащихся значения изучаемых слов.  Творческое списывание применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка. Таким образом, в процессе обучения реализуются межпредметные связи. Заметим, что для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры:

 

Урок русского языка

Тема: Слово и его лексическое значение.

Цель: включение технологии критического мышления для развития логического мышления, обогащения словарного запаса учащихся.

Этап урока – основная часть

Учащимся предлагались карточки с заданием, в котором необходимо было вместо точек написать подходящие по смыслу слова. Данное задание способствовало активизации мыслительных процессов учащихся, а также развивало умение одним словом заменить целое выражение.

                            I.            Русский язык

1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют… .

2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют… .

3) … − это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.

4) … − это слова, противоположные по значению.

5) … − это слова, совпадающие или близкие по значению.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.

                         II.            Математика

1) Размер, объём, протяжённость предмета называется … .

2) … – равносторонний прямоугольник.

3) … – эта единица длины, сотая часть метра.

4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, − … .

5) Мера длины, равная тысяче метров − … .

6) Инструмент для вычерчивания окружностей называется … .

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль.

                      III.            Природоведение (естествознание)

1) … − это коллекция засушенных растений.

2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется…

3) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться … .

4) Солнце всходит на … и заходит на … .

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: гербарий, горизонт, компас, восток, запад.

                     IV.            Изобразительное искусство

1) … – прозрачные краски, разводимые на воде, и картины, написанные такими красками.

2) Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание природы в литературном произведении – это … .

3)…– это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре…

4) … – это картина с изображением  крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи, рыбы, утвари.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: акварель, пейзаж, портрет, натюрморт.

                        V.            Музыка

1) … − благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев.

2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется … .

3) … – это театральное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.

4) … – музыкально-драматическое произведение ( или представление такого произведения на сцене ), в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова:  мелодия, симфония, балет, опера.

С помощью такого задания мы показали межпредметные связи, и в дальнейшем такого рода упражнение можно использовать как на уроках русского языка, литературного чтения, так и во внеклассной работе.

Письменные ответы на вопросы

Этот вид работы также хорошо известен в методике русского языка. Он используется в данном случае для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию.

 

Урок литературного чтения

Тема: Родственные слова.

Цель: включение технологии критического мышления для развития абстрактного мышления, связной речи учащихся.

Этап урока – подведение итогов.

Детям задавались вопросы, которые были однотипны и начинались одной фразой: как называется… . После прослушивания фразы предполагаемый ответ учащиеся записывали в тетрадь.

… тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом).

… форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование).

… комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион).

… соревнование спортивных команд – бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условный предмет? (Эстафета).

… стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий).

… краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт).

 

Урок русского языка

Тема: Слово.

Цель: включение технологии развития критического мышления для развития логического мышления, обогащения словаря учащихся.

Этап урока – основная часть.

Игра «Верно ли?»

Игра «Верно ли?» помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Учащимся приводились следующие вопросы для этой игры. Если дети считали, что данное суждение является верным – поднимали карточку зеленого цвета, если неверным – красного цвета.

Верно ли, что…

… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому портер, что значит «носить»).

… слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?

(Верно. Слова ветеран и ветчина восходят к латинскому ветус, что значит «старый»).

… слово газета образовано от слова газ?

(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» − изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира»).

… слово мелодия можно проверить словом милый?

(Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело – «песня» и оде – «песня». Слово милый восходит к латинскому милис – «нежный, спокойный»).

… слово окулист восходит к тому же слову, что и око?

(Верно. Слова окулист и  око восходят к латинскому окулюс в значении «глаз»).

… слово автограф – называют автомобиль, в котором ездят графы?

(Неверно. В слове автограф часть граф  не родственно слову граф в значении «дворянский титул или лицо, имеющее этот титул», она образована от греческого элемента графе – в значении «пишу». Часть авто-  в обоих словах образована от греческого авто в значении «сам». Слово автограф имеет значение «собственноручная, обычно памятная надпись или подпись»).

… слова плотник и плот исторически родственные?

(Верно. В древности словом плот называли соединённые друг с другом  бревенчатые стены домов. Такие плоты делали плотники).

Таким образом, описанные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умению членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слов выводить из его происхождения).

 

  

MediaLex 2015