MediaLex-2015

 

 

 

Станчук Татьяна Николаевна

ИГРА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
 

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

 

Интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего урока. Эффективным средством решения этой задачи являются игровые технологии.

Игра – это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание  и познавательный интерес к предмету; игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников; в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Игра являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность младших школьников.

Игра, используемая на уроках русского языка, является условным воспроизведением ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Применение игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

Игры, которые использовались нами на уроках русского языка, преследовали следующие цели: 1) формирование определенных навыков; 2) развитие определенных речевых умений; 3) обучение умению общаться; 4) развитие необходимых способностей и психических функций; 5) познание. В структуру урока мы включали грамматические, лексические, фонетические орфографические, творческие игры.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывался учащимися начальных классов в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для младших школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Проведенное нами исследование показало, что игры активизируют познавательную деятельность учащихся  на всех этапах урока русского языка. Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на уроках русского языка – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников.

Экспериментальная работа с использованием игр на уроках русского языка  дала возможность повысить  уровень познавательной активности учащихся (высокий уровень изменился в положительную сторону на 9%, а детей со средним и низким уровнем познавательной активности стало на 4% и 8% меньше соответственно). Интерес к познавательной деятельности у учащихся начальных классов повысился и в результате успешного применения поощрений; стало возможным постепенное увеличение объема работы на уроке как следствие повышения у детей внимания и хорошей  их работоспособности.

После месяца проведения уроков с использованием игр мы попросили учащихся ответить на вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного  использования игр на уроках?». Ответы распределились следующим образом: 23% учащихся ответили, что они перестали ждать перемену, 22% детей сказали, что уроки проходят быстрее, 31% учащихся  написали, что уроки стали намного интереснее, 11% детей считает, что их активность на уроке повысилась, 13% учащихся после проведения уроков с использованием игр улучшили свои учебные результаты.

Беседы с учителями, наблюдение за работой учащихся на уроках позволяют сделать следующие выводы: 1) игры должны включаться в том или ином виде в каждый урок русского языка; 2) использование игр на уроках – обязательное средство создания ситуации общения и эффективности учебного процесса; 3) эффективность игр зависит от правильной их организации; 4) проведение игр на уроках русского языка позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача учителя – научить культуре игры и культуре поведения вообще.

Таким образом, младших школьников на уроках русского языка необходимо включать в активную деятельность, «соединяющую ум с сердцем». Постоянное использование игр на уроках активизирует мыслительную деятельность детей, развивает устойчивый познавательный интерес учащихся, способствует накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Младшие школьники начинают работать активнее; запоминают информацию гораздо лучше, чем при «сухом» изложении материала. Однако необходимо помнить: в зависимости от условий, целей и задач, поставленных учителем, игра должна чередоваться с другими видами работ. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.

 

 

MediaLex 2015