MediaLex-2015

 

 

Троско Ольга Александровна

Современные образовательные технологии
в практике работы учителя-дефектолога

 Гродно, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

 

XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от учителя-дефектолога использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ученика как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными образовательными технологиями в практике учителя-дефектолога поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного образования.

Обратимся сначала к раскрытию сущности таких понятий как «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология».

Технология — от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», т.к. он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.

Педагогические технологии — это сложные системы приёмов и методик, направленных на построение деятельности, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.

Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии, т.е. такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании [1].

Таким образом, сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса

Учитель-дефектолог также не должен оставаться в стороне от различного рода инноваций в профессии. Целью обучения ребенка с особыми образовательными потребностями является продвижение такого ребенка по пути нормального развития.

Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, позволяют обеспечить необходимую детям с отклонениями в развитии продуктивную деятельность моделирования объектов познавательной деятельности в доступных знаковых формах, экспериментирования с их характеристиками и соотношениями, выявление недоступных непосредственному восприятию связей между явлениями и процессами, закономерностей их изменения. Главное преимущество средств обучения, основанных на применении информационных технологий, – возможность качественной индивидуализации обучения детей в условиях класса или группы [2].

Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с особенностями психофизического развития – вот главная, коммуникативная, задача учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания и компетентность. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания.

Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка – представителя нового поколения, практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные технологии, способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально-личностных, коммуникативных, организаторских, личностно-адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.К современным образовательным технологиям можно отнести следующие:

Информационные компьютерные технологии. Помимо специально созданных программ, учителя-дефектологи могут и самостоятельно создавать необходимые для занятий программы – презентации. Используя программу Power Point, учитель-дефектолог может создать целое занятие или серию занятий по определенной теме. Такие занятия положительно воздействуют на различные стороны речи, психическое развитие детей. Расширяют уровень образовательных возможностей с помощью использования современных мультимедийных средств. Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, повышают мотивацию к обучению, увеличивают концентрацию внимания, развивают творческие способности, формируют навык самоконтроля, учат самостоятельно приобретать новые знания

Технология проблемного обучения – усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков. Мотивирование, поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой необходимо действовать. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка. Способствует к творческому овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

Технология развивающего обучения – развитие физических, познавательных, нравственных способностей детей, путем использования их потенциальных возможностей. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей. Взаимодействие учеников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности: целеполагания, планирования, организации, реализации целей, анализ результатов деятельности. Усвоение новых знаний и приобретение умений творческой деятельности. Развитие внимания, наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности.

Технология сотрудничества – реализация демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка. Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.

Игровые технологии – овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения. Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение.

Технология дифференцированного обучения – создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения учеников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала. Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровней речевого развития учащихся. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

Здоровьесберегающие технологии ─ включают в себя работу по следующим направлениям.

Дыхательная гимнастика направлена на активизирование кислородного обмена во всех тканях организма, стимулирование работы мозга, регулирование нервно-психических процессов. Заключительным этапом в организации утренней гимнастики является включение в коррекционно-развивающую деятельность занятий по логоритмике. На занятиях ведется работа по развитию нижнедиафрагмального дыхания, формированию сильного продолжительного выдоха, организации речи на выдохе, дифференциации ротового и носового дыхания. Например, можно использовать игровое упражнение «Футбол». Соорудить из конструктора или другого материала ворота, взять шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик и поиграть с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

Зрительная гимнастика способствует снятию статического напряжение с мышц глаз, способствует развитию зрительно-моторной координации. Например, упражнение «Осень», которое проводится под руководством учителя. Учитель или ученик читают стихотворение, дети выполняют указанные движения.

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

Релаксация направлена на регулирование мышечного тонуса, снятие мышечного напряжения.

Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику пальцев рук, координирует речь и движения. Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулируют речевое развитие. Например можно использовать такие игры как «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка» и т.д. Игры и этюды в непосредственно-образовательной деятельности влияют на развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. Динамические паузы в сочетании с речевым материалом снимают статическое напряжение, развивают общую и речевую моторику. Например, можно использовать игровое упражнение «Зарядка на грядке».

Стихотворение

Движения

Повторяй за мной зарядку.

Шаги на месте.

В ней звук [С] пришёл на грядку.

Присесть, руки вытянуть вперёд.

Затем – встать.

Вот – свекла,

Отвести в сторону правую руку.

А вот – салат

Отвести в сторону левую руку.

Урожаю каждый рад!

Поднять руки через стороны вверх.

Здесь – капуста

округлить руки над головой

Артишок

Опустить округлённые руки вниз.

Сельдерея корешок.

Наклониться вниз, руки к полу.

Всё, что вырастили мы

Выпрямиться, развести обе руки в стороны.

Пригодится до весны!

Руки на пояс, попрыгать на месте.

Физкультминутки по лексическим темам повышают работоспособность, координацию речи и движений, развивают экспрессивную речь. Сказкотерапия направлена на активизацию интеллектуального и речевого развития, эмоциональное восприятие, развитие артикуляционной моторики. Сказки по лексическим темам используются при выполнении артикуляционной гимнастики и направлены на повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков.

Безусловно, новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий должны дополнять, но не вытеснять традиционные. Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Но, тем не менее, современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь использование в работе учителя мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, помогает делать обучение более разнообразным, интересным, увлекательным и индивидуальным.

Таким образом, педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность воспитанников в занятиях.

Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с учащимися.

 

 


 

 

1. Кирейцева, Н.А. Современные образовательные технологии в начальной школе / Н.А.Кирейцева. – [Электронный ресурс].– 2014. – Режим доступа : http // planeta-cveta.ru / load/sovremennye_obrazovatelnye _tekhnologii_v_nachalnoj_shkole_referat_kirejceva_n_a/1-1-0-31 – Дата доступа : 15.02.2015

2. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3. – С. 67–76.

 

 

 

MediaLex 2015