MediaLex-2015

 

 

Веренич Ирина Ивановна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

Как и любая педагогическая технология, модульная предполагает целенаправленный процесс проектирования содержания, способов деятельности специально организованными средствами для достижения прогнозируемого результата.

Своей задачей на уроках мы видели создание особых условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития. Чтобы реализовать данную систему, в своей работе мы придерживались следующих принципов:

1.     Не навредить ученику.

2.     Дать установку на успех. Первыми успехами ученик вдохновляется. У него возникает уверенность в своих силах, и главное - желание продолжать.

3.     Признавать всеобщую талантливость с учетом неизбежности перемен, согласно чему суждение о человеке не может быть окончательным.

4.     Снять тревожность, страх перед  «двойкой», напряжённость в отношениях учителя и ученика.

Отсюда основные правила работы:

1.     Не сравнивать детей друг с другом.

2.     Сравнивать успехи ученика с его личными результатами для установления зоны развития.

3.     Работа в положительном эмоциональном фоне.  Доверительные отношения в системах «учитель–ученик» и «ученик–ученик», отсутствие чувства уверенности, вера в свои силы и успех, постоянная возможность вовлечения всех в совместную учебную деятельность с учетом интереса каждого способствует успешности обучения.

Как отмечает А.П. Лобанов, первый этап работы по модульной технологии включает в себя составление модульной программы. Нами была разработана модульная программа «Успех в учебе», которая включала в себя серию модулей, направленных на достижение более высокого уровня обучения. Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных,  интегративных и частных дидактических целей при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов модуля с реализацией обратной связи при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

Наши учебные модули имели конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводной,  диалогической и итоговой.

Каждый учебный модуль состоял из разного количества часов. Это зависело от часов, отведенных по учебной программе для учреждения, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 11-летним сроком обучения, на тему, блок тем, раздел.  Разработанная нами программа строилась в соответствии с данной программой и учебником по русскому языку четвертого класса.

Мы разработали блок модулей на тему «Текст». На данную тему отводилось три часа. Целью данного блока было изучить признаки текста, типы текстов, научить распознавать предложения по цели высказывания и по интонации.

Данный блок модуля мы разбили на три учебных модуля в соответствии  с программой.

Первый учебный модуль «Признаки текста и типы текстов». По завершению данного модуля учащиеся должны были:

1)    знать признаки текста;

2)    составлять из предложений текст;

3)    знать типы текстов,  правильно характеризовать каждый тип текста.

Данный модуль состоял из вводной части. Вводная часть строилась из семи учебных элементов. Целью первого учебного элемента было снятие психологического напряжения, психологический настрой на работу: «У меня в руках волшебные ленточки. По ним я посылаю вам хорошее настроение. Слушайте на уроке друг друга и самих себя. Давайте постараемся, чтобы наш урок прошел интересно, и вы узнали много нового. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие».

Целью второго учебного элемента была актуализация изученного материала, формулировка темы урока. Чтобы реализовать данную цель, учащиеся вспоминали, что такое текст, читали информацию о тексте на раздаточном материале и формулировали тему урока.

         Цель третьего учебного элемента – формирование практических умений и навыков в составлении текстов. Чтобы реализовать данную цель, учащиеся читали запись на доске. Отвечали на вопрос «Почему эту запись нельзя назвать текстом? Что нужно сделать, чтобы получить текст?». Затем ученики разделяли запись на предложения и списывали данный текст.

         На следующем этапе работы мы все вместе вспоминали признаки текста и записывали их в своих тетрадях.

         Целью пятого учебного элемента было вспомнить типы текстов и каждому типу дать  характеристику. Для реализации данной цели нами была составлена таблица по каждому типу текста, и она была записана учащимися в тетради.

         Шестым элементом было из приведённых текстов найти текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение. И целью последнего задания было выявление степени понимания теоретического материала. Для этого ученики выполняли задание на раздаточном материале, где им предлагался тест «Признаки текста». В завершении работы проведена рефлексия, самооценка уровня овладения практическими умениями и навыками, оценивалась работа учащихся, определялось домашнее задание.

         Следующий модуль (диалогическая часть) состоял из шести учебных элементов. В конце модуля учащиеся должны знать:

1)    типы текстов;

2)    какими бывают предложения по цели высказывания и по интонации;

3)    какие члены предложения называются главными, какие – второстепенными.

Цель первого учебного элемента – снятие психологического напряжения, психологический настрой на работу. Слова учителя таковы: «Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу над текстом. И сегодня мы вспомним, какие члены предложения называются главными, какие – второстепенными? А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнее число».

Во втором учебном элементе учащиеся читали текст «Хамелеон», выписывали из текста ту часть, в которой описывается внешний вид хамелеона.

В третьем задании дети вспоминали, какими бывают предложения по цели высказывания и по интонации. Далее они составляли и записывали одно повествовательное, одно вопросительное и одно побудительное предложение об осени.

Целью четвёртого учебного элемента была обработка практических умений и навыков. Для реализации данной цели учащиеся выполняли самостоятельную работу: написать сочинение-миниатюру об осени.

Цель пятого элемента – повторить главные и второстепенные члены предложения. Для этого учащиеся записывали текст «Урожай», подчёркивали главные и второстепенные члены предложения.

На завершающем учебном элементе была проведена рефлексия, оценивалась работа учащихся, определялась домашняя работа.

Таким образом, использование в обучении технологии модульного обучения позволило повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, сформировать умения и навыки самообразования и повысить уровень знаний.

 


 

 

1.      Грабчикова, Е.С. Русский язык : учебник для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с русск.яз. обучения. В 2 ч. 1 / Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук. – Минск : Нац. ин-т образования, 2013 – 136с.

2.      Гузеев, В.В.  Образовательная технология : от приема до философии / В.В. Гузеев. – М. : 1996. – 345с.

 

 

  

MediaLex 2015