MediaLex-2015

 

 

 

Кожух Сергей Николаевич

Творческое чтение
как средство развития младшего школьника
в процессе освоения литературного произведения

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

 

С точки зрения психологии слово для  младшего школьника – это не просто «символ», обозначающий конкретный предмет или действие, но и образ, цвет, звук (тон), вызывающий определённое настроение. Различные сочетания слов рождают в сознании ребёнка свои оттенки чувств и образов, из которых будет выстроена модель художественного мира произведения. Образы под влиянием прочитанного текста возникают на основании собственных впечатлений и переживаний. Для ребёнка, в силу особенностей его психики, высоко желание действенно отозваться на всё то, что ему сообщается, с чем он знакомится, о чём читает, высока его потребность активно, творчески завоёвывать себе знания. Чтение будет развивать младшего школьника, если в нём, кроме процесса буквосложения, будет присутствовать момент внешнего выражения впечатлений от прочитанного текста.

Основой творчества читателя является диалог читателя с писателем. Акт сотворчества совершается читателем непосредственно в момент чтения, когда и происходит этот процесс творения. Автор, создавая произведение, рассчитывает на самостоятельную мысль и эмоции читателя, на способность порождать в воображении собственные образы, основанные на образах писателя. Общаясь с книгой, ребёнок имеет возможность активизировать свой творческий потенциал, проявить яркую фантазию, продемонстрировать нестереотипность образного мышления, развивать систему чувственно-наглядных представлений.

В силу психологической природы человеку свойственно не пассивное (репродуктивное), а активное (творческое) восприятие текста. Поэтому развитие творческих способностей, стимулирование процесса детского творчества, включение в сознательное творчество – главная задача, стоящая перед учителем начальных классов на уроках литературного чтения.

Процесс постижения литературного произведения предполагает активную творческую деятельность, в ходе которой читатель создаёт на основе авторского текста вторичные образы, отражающие его индивидуальное видение.

При творческом чтении важно применение вторичного образа. М.М.  Бахтин считал, что «раскрыть и прокомментировать смысл (образа или символа)» можно «только с помощью другого (изоморфного) смысла (символа или образа)» [1, с. 362]. В процессе освоения мира художественного произведения в сознании читателя репродуцируются субъективные образы. По отношению к образам, созданным автором, они являются «вторичными» и не всегда фотографичными. Они  чаще всего возникают из области чувств и ощущений и передают настроение, цветовые и звуковые ассоциации. Эти чувства и ощущения порою не подлежат словесной фиксации, потому что слова никогда не передают безусловно точно те переживания и настроения, которые имеются в нашем сознании. Созданные фантазией во время чтения вторичные художественные образы являются своеобразным результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество, изобразительную, музыкальную и театральную деятельность.

Словесное творчество может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом.

Изобразительная деятельность найдёт свою реализацию в иллюстрировании эпизода, в выражении в цвете настроения рассказа, в воссоздании в цвете изменения настроения персонажа, в подборе цвета к характеру каждого персонажа, в лепке, в аппликации.

Музыкальные образы могут быть выражены в музыкальном иллюстрировании, в подборе мелодии (мелодий) для персонажа, в музыкальных диалогах, в воспроизведении звуков и шумов.

Театральная деятельность воплотится в различных формах драматизации и пантомиме.

В момент выражения впечатлений от прочитанного в словесной, изобразительной, музыкальной и театральной деятельности читатель-собеседник имеет возможность выступать в роли читателя-филолога, читателя-художника, читателя-композитора, читателя-актёра.

Вторичные художественные образы должны стать объектом обсуждения их учителя с учениками. Они являются своеобразным ключом к пониманию художественного произведения, служат своего рода обратной связью для учителя.

Учёными выделяется четыре группы приёмов в зависимости от вида творческой деятельности:

– словесное развёртывание образов произведения включает в себя следующие приёмы: вопрос учителя, пересказ в изменённой форме, воспоминания о случаях из своей жизни, рассказ по аналогии, амплификацию, сопоставление двух или нескольких произведений, словесное рисование, вычитывание, придумывание вопроса к произведению, представление книги;

– изобразительная творческая деятельность подразумевает следующие приёмы: рисование эпизода, который больше понравился; рисование заданного эпизода, предмета, серии рисунков, персонажа; изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;  аппликацию; лепку; изготовление макета книги; рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;

– музыкальная творческая деятельность использует следующие приёмы: сочинение мелодии к стихотворению; сочинение мелодии к прозаическому произведению; сочинение песни персонажа; музыкальная характеристика персонажей; создание музыкальных реплик и диалогов; прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций композиторов;

– театральная творческая деятельность предусматривает чтение в образе, чтение в лицах, разыгрывание эпизодов, инсценирование с помощью кукол, немые сцены, пантомима.

Рассмотренные приёмы творческого чтения, направленные  на стимулирование творческой активности младших школьников, воспитание самостоятельности мышления, на развитие умения рассуждать и анализировать, позволяют развивать образно-эмоционального мышление, фантазийную сферу учащихся начальных классов, реализуют стратегию литературно-художественного развития детей младшего школьного возраста.

Творческое чтение основано на психологических особенностях младшего школьника, особенностях эстетического восприятия ребёнка, с одной стороны, и специфики художественного образа детской книги с другой.

Процесс постижения литературного текста является активной, творческой деятельностью, в ходе которой читателем создаются вторичные художественные образы. Навык создания словесных, музыкальных, изобразительных и театральных образов позволяет ребёнку в самостоятельной работе с текстом произвольно направлять своё внимание на личные эмоциональные ощущения, которые возникают в результате прочитанного, вычленять их и осмысливать; улавливать, различать и понимать эмоциональные состояния действующих лиц произведения, сопереживать им или отвергать их.

 

 


 

  1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М., 1979. – 424 с.

 

  

MediaLex 2015