Кожух Сергей Николаевич
Творческое чтение УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"
С точки зрения психологии слово для младшего школьника – это не просто «символ», обозначающий конкретный предмет или действие, но и образ, цвет, звук (тон), вызывающий определённое настроение. Различные сочетания слов рождают в сознании ребёнка свои оттенки чувств и образов, из которых будет выстроена модель художественного мира произведения. Образы под влиянием прочитанного текста возникают на основании собственных впечатлений и переживаний. Для ребёнка, в силу особенностей его психики, высоко желание действенно отозваться на всё то, что ему сообщается, с чем он знакомится, о чём читает, высока его потребность активно, творчески завоёвывать себе знания. Чтение будет развивать младшего школьника, если в нём, кроме процесса буквосложения, будет присутствовать момент внешнего выражения впечатлений от прочитанного текста. Основой творчества читателя является диалог читателя с писателем. Акт сотворчества совершается читателем непосредственно в момент чтения, когда и происходит этот процесс творения. Автор, создавая произведение, рассчитывает на самостоятельную мысль и эмоции читателя, на способность порождать в воображении собственные образы, основанные на образах писателя. Общаясь с книгой, ребёнок имеет возможность активизировать свой творческий потенциал, проявить яркую фантазию, продемонстрировать нестереотипность образного мышления, развивать систему чувственно-наглядных представлений. В силу психологической природы человеку свойственно не пассивное (репродуктивное), а активное (творческое) восприятие текста. Поэтому развитие творческих способностей, стимулирование процесса детского творчества, включение в сознательное творчество – главная задача, стоящая перед учителем начальных классов на уроках литературного чтения. Процесс постижения литературного произведения предполагает активную творческую деятельность, в ходе которой читатель создаёт на основе авторского текста вторичные образы, отражающие его индивидуальное видение. При творческом чтении важно применение вторичного образа. М.М. Бахтин считал, что «раскрыть и прокомментировать смысл (образа или символа)» можно «только с помощью другого (изоморфного) смысла (символа или образа)» [1, с. 362]. В процессе освоения мира художественного произведения в сознании читателя репродуцируются субъективные образы. По отношению к образам, созданным автором, они являются «вторичными» и не всегда фотографичными. Они чаще всего возникают из области чувств и ощущений и передают настроение, цветовые и звуковые ассоциации. Эти чувства и ощущения порою не подлежат словесной фиксации, потому что слова никогда не передают безусловно точно те переживания и настроения, которые имеются в нашем сознании. Созданные фантазией во время чтения вторичные художественные образы являются своеобразным результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество, изобразительную, музыкальную и театральную деятельность. Словесное творчество может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Изобразительная деятельность найдёт свою реализацию в иллюстрировании эпизода, в выражении в цвете настроения рассказа, в воссоздании в цвете изменения настроения персонажа, в подборе цвета к характеру каждого персонажа, в лепке, в аппликации. Музыкальные образы могут быть выражены в музыкальном иллюстрировании, в подборе мелодии (мелодий) для персонажа, в музыкальных диалогах, в воспроизведении звуков и шумов. Театральная деятельность воплотится в различных формах драматизации и пантомиме. В момент выражения впечатлений от прочитанного в словесной, изобразительной, музыкальной и театральной деятельности читатель-собеседник имеет возможность выступать в роли читателя-филолога, читателя-художника, читателя-композитора, читателя-актёра. Вторичные художественные образы должны стать объектом обсуждения их учителя с учениками. Они являются своеобразным ключом к пониманию художественного произведения, служат своего рода обратной связью для учителя. Учёными выделяется четыре группы приёмов в зависимости от вида творческой деятельности: – словесное развёртывание образов произведения включает в себя следующие приёмы: вопрос учителя, пересказ в изменённой форме, воспоминания о случаях из своей жизни, рассказ по аналогии, амплификацию, сопоставление двух или нескольких произведений, словесное рисование, вычитывание, придумывание вопроса к произведению, представление книги; – изобразительная творческая деятельность подразумевает следующие приёмы: рисование эпизода, который больше понравился; рисование заданного эпизода, предмета, серии рисунков, персонажа; изображение настроения эпизода, произведения или персонажа; аппликацию; лепку; изготовление макета книги; рассматривание и обсуждение иллюстраций художников; – музыкальная творческая деятельность использует следующие приёмы: сочинение мелодии к стихотворению; сочинение мелодии к прозаическому произведению; сочинение песни персонажа; музыкальная характеристика персонажей; создание музыкальных реплик и диалогов; прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций композиторов; – театральная творческая деятельность предусматривает чтение в образе, чтение в лицах, разыгрывание эпизодов, инсценирование с помощью кукол, немые сцены, пантомима. Рассмотренные приёмы творческого чтения, направленные на стимулирование творческой активности младших школьников, воспитание самостоятельности мышления, на развитие умения рассуждать и анализировать, позволяют развивать образно-эмоционального мышление, фантазийную сферу учащихся начальных классов, реализуют стратегию литературно-художественного развития детей младшего школьного возраста. Творческое чтение основано на психологических особенностях младшего школьника, особенностях эстетического восприятия ребёнка, с одной стороны, и специфики художественного образа детской книги с другой. Процесс постижения литературного текста является активной, творческой деятельностью, в ходе которой читателем создаются вторичные художественные образы. Навык создания словесных, музыкальных, изобразительных и театральных образов позволяет ребёнку в самостоятельной работе с текстом произвольно направлять своё внимание на личные эмоциональные ощущения, которые возникают в результате прочитанного, вычленять их и осмысливать; улавливать, различать и понимать эмоциональные состояния действующих лиц произведения, сопереживать им или отвергать их.
|