Республиканская научная интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Бердник Ольга Дмитриевна

Влияние виртуальной коммуникации на культуру общения

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

В последнее время в русскоязычном обществе уровень грамотности и культуры речи значительно снизился. Безусловно, для этого явления есть субъективные и объективные причины. К объективным причинам относится влияние интернет-общения. Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального контакта. Этот язык стал мигрировать в нашу  жизнь.

Стало заметно, что многие школьники пишут и говорят, нарушая нормы русского языка. В последнее время язык безжалостно засоряется иностранными словами, примитивно упрощается. Носители языка перестают уделять необходимое внимание грамотности письменной и культуре устной речи.

Интернет сегодня – это колоссальный источник информации. Но быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. Множество чатов, блогов (личные дневники), открытые форумы – это основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч людей. За десятилетия функционирования соцсетей возник и своеобразный сленг, на котором пользователи общаются между собой. И с каждым днём он всё активнее и активнее проникается в нашу повседневную жизнь, вытесняя литературную норму на всех уровнях языка и во всех ситуациях общения.

Эта проблема очень актуальна, так как школьники в последнее время даже на уроках употребляют сленговые выражения, порой не замечая этого за собой. На переменах сверстники общаются только на «своём» языке и на замечания учителя отвечают, что сейчас «все так говорят», что «это модно».

Сленг позволяет молодому поколению отгородиться от взрослых, создать свой, пусть призрачный мир, противопоставить себя родителям и учителям.

С целью изучения влияния интернет-общения на речевую культуру подростков, были исследованы чаты, блоги, сайты, форумы, наиболее часто посещаемые школьниками, что позволило сделать следующие выводы:

1) так как предполагается анонимность пользователя, то специфика общения в Интернете способствует неграмотному и бездумному письму. Анонимность пользователя даёт большую свободу высказываниям и поступкам, так как риск разоблачения минимален;

2) в связи с затрудненностью передачи эмоций пользователи стремятся к эмоциональному наполнению текста, которое выражается с помощью создания новых значков-смайликов для обозначения эмоций (:-0 – удивление; <=-0 – страх; :-@ – крик и т.д.) или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

3) язык интернета – это, по сути, язык собственно русскоязычного молодёжного сленга, жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.

К сожалению, интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. В связи с этим стал вырабатываться Интернет-сленг.

Можно выделить самые яркие особенности влияния интернет-общения на русский язык. Во время переписки молодежь часто заменяет букву«в» на «фф», «к» – на «г», сокращает слова из-за экономии времени (спс вместо спасибо, прет или прив вместо привет). Также используются звукоподражания; английские слова пишутся русскими буквами, отсутствует пунктуация. Очень часто проскакивают ставшие «классикой» слова исчу, хочю, исчо.

Более того, даже младшие школьники начинают использовать сленг в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в общении между собой, в разговоре со взрослыми. Сейчас школьники делают примерно вдвое больше ошибок, потому что вместо чтения постоянно общаются в Интернете.

У многих наблюдаются ошибки в написании глаголов, заканчивающихся на "-ться" и "-тся". Казалось бы, правило простое: если глагол отвечает на вопрос "что делать?", то мягкий знак ставится, если отвечает на вопрос "что делает?" –  не ставится. Но школьники часто пишут: «Мне нравитЬся Вася», или, наоборот, «Нужно долго старатся».

Опечатки становятся своеобразной «нормой», а впоследствии приобретают статус сленгизмов. Кроме ошибок, как нарочитых, так и допущенных по неграмотности, в Интернете встречаются опечатки: полько(только); учудщает (ухудшает); доспуп (доступ); использовалсы (использовался); изготовте (изготовьте).

Такое количество опечаток существует потому, что многие люди не проверяют правильность набранного текста. Но на самом деле их очень легко избежать, так как они автоматически выделяются красной чертой.

К сожалению, многие пользователи интернет-общения руководствуются принципом «Пешу каг хачу!!!!»

Общение в сети Интернет оказывает большое влияние на язык школьников. В компьютерном общении грамотность почти отсутствует, а знаки препинания никто не ставит якобы из экономии времени. Знаки употребляются только для передачи эмоций и написания смайлов. И вот в таком общении ученики, изучающие в школе орфографические и пунктуационные нормы, проводят огромное количество времени. Очевидно, что после такого письма грамматика, орфография и пунктуация усваиваются труднее и обучающийся не понимает значимости норм письменной речи, а затем и устной.

Безусловно, любое влияние не может быть максимально действенным, если осознаётся его негативность, пагубность; если оказывается рядом учитель, демонстрирующий образец речевого поведения, грамотности и педагогического таланта. Под позитивным влиянием такой коммуникативной личности школьники сами видят примитивность, несостоятельность и комичность компьютерного сленга. Тогда грамотность и культура речи приобретают значимость для школьника и становятся примером для подражания. Прежде всего, дети должны сами захотеть быть образованными, грамотными, культурными, прикоснуться к прекрасному литературному, правильному и чистому, богатому и выразительному языку. Ведь литературный язык имеет неисчерпаемые ресурсы для передачи информации, выражения чувств и эмоций.

 

 

 

MediaLex 2016