Республиканская научная интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Бобко Анна Николаевна

Квантитативный анализ лексики сотрудничества
в предвыборных речах Б. Обамы

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

В основе современного политического дискурса лежит речевое воздействие участников общения (коммуникантов) друг на друга, а следовательно, возникает необходимость выбора языковых единиц, с помощью которых осуществляется это воздействие. В процессе коммуникативного взаимодействия речевые стратегии являются инструментом влияния на собеседника. Нет единого определения «речевой стратегии», так как это понятие широко распространено в лингвистических исследованиях. Проанализировав ряд определений понятия «речевая стратегия», с уверенностью можно отметить, что речевая стратегия есть комплекс речевых действий, нацеленных на достижение коммуникативной цели [1, с. 57].

В лингвистических исследованиях существуют разнообразные классификации коммуникативных стратегий, относящихся к речевой коммуникации в целом и к определённым типам дискурса в частности. В настоящей статье объектом рассмотрения становится стратегия сотрудничества, реализуемая в политическом дискурсе.

Стратегия сотрудничества представляет собой стратегию устранения возможных разногласий между коммуникантами путём передачи информации, не создающей дискомфорта и не ставящей под угрозу отношения между участниками речевой ситуации. Цель стратегии сотрудничества заключается в поддержании толерантных отношений между говорящим и адресатом.

Отличительными свойствами тактик, входящих в стратегию сотрудничества, является смягчение высказываемых оценок, акцентирование благих намерений, проявление сопереживания, то есть различные способы выражения положительного отношения говорящего к адресату. Стратегия сотрудничества отображает толерантную установку на совместную работу и поддержание кооперативного начала в общении.

Цель статьи заключается в рассмотрении существующих в политическом дискурсе способов реализации стратегии сотрудничества на фазе установления контакта непосредственно при анализе речевого материала на основе метода контент-анализа.

Метод контент-анализа может пониматься очень широко, как «…любая техника, предназначенная для получения выводов путем объективной и систематической регистрации определенных характеристик сообщений» [2, с. 14]. Такая трактовка контент-анализа свойственна для зарубежной методологии анализа текстов, однако при таком понимании контент-анализ уравнивается с методом анализа текстов вообще (с той оговоркой, что результаты анализа должны быть воспроизводимы). Существует и узкое понимание метода контент-анализа как квантитативного исчисления тех или иных единиц в анализируемом тексте: «Количественный контент-анализ – это систематическое и воспроизводимое исследование коммуникативных знаков, которым присваиваются количественные показатели в соответствии с валидными правилами измерения <…>, чтобы описать коммуникацию и сделать выводы относительно ее значения (смысла), либо выйти за пределы содержания коммуникации к контексту ее порождения и протекания» [3, с. 20]. Таким образом, цель контент-анализа – за наблюдаемыми характеристиками текста выявить имплицитную информацию о принципах построения самого текста, о характере коммуникации, в рамках которой транслируется текст, об особенностях мышления, мировидения, личностных качеств автора и образа адресата текста.

Метод контент-анализа – это один из многих существующих сегодня методов анализа содержания сообщения, и сам он может осуществляться в двух «режимах» работы: «ручном» и автоматизированном (вообще метод контент-анализа широко применяется сегодня в социальных и гуманитарных науках, в том числе и при обращении к анализу политической реальности [4]). В «ручном» режиме составляется частотный словарь категорий, которые не могут быть выявлены с помощью простого подсчета слов (например, проявление стратегии сотрудничества в тексте). Автоматизированный режим основывается на работе с лексемами и другими единицами, которые повторяются и могут быть представлены в словарях (например, фразеологическом словаре, разного рода перечнях устойчивых выражений и клише). Контент-анализ, осуществляемый на основе частотного словаря анализируемого текста (текстового массива), позволяет реконструировать семантическую структуру текста, выявить доминантные / периферийные направления смыслообразования, установить неосознаваемые (не высказанные прямо), но значимые для автора текста концепты и мн. др. На сегодняшний день известны программы контент-анализа А. Н. Чуракова и ВААЛ В. И. Шалака; а также ряд программ построения конкорданса текста (MonoConc / ParaConc, WordSmith Tools, АОТ А. Сокирко и др.). В нашем исследовании для осуществления частотного анализа использовалась информационная система WordItOut [5] и Frequency dictionary compiler [6].

Материалом для исследования послужили тексты официальных выступлений кандидата в президенты США Барака Обамы, а именно предвыборные теледебаты, официальные обращения, программные речи, еженедельные обращения и т.д., представленные в свободном доступе на официальном сайте Белого Дома в г. Вашингтон www.whitehouse.gov [7].

При рассмотрении предвыборной речи американского сенатора «American promise» от 28 августа 2008 года, главной темой которой является возрождение американской мечты, обещание вернуть Америке мировой статус, самыми часто повторяющимися лексическими единицами оказались слова «promise» и «change» [8].

 

 

Эти лексические единицы являются центральным звеном всей предвыборной речи с соответствующим названием «American promise». Прав был известный лингвист И. Г. Милославский, утверждавший, что любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего [9]. В самом начале речи сенатор Обама обращается к американскому народу: «My fellow Americans», что означает применение тактики кооперации, реализующейся через формулы вокативов для установления контакта с аудиторией.

Особого внимания заслуживает we-концепт «мы-концепт», который является самым распространённым и выражен посредством компонентов us 'нас', our America 'наша Америка', we 'мы', our nation 'наша нация', unity 'единство', cooperation 'сотрудничество'. Он символизирует единство президента и нации, что отражается в частотности использования этого концепта в предвыборных речах Б. Обамы.

 

 

Данный частотный словарь был составлен на основе предвыборного обращения Б. Обамы "New Era of Responsibility" [10]. Результаты использования словоформ “we”, “our”, “us” безусловно демонстрируют желание политика придать своему дискурсу объединяющий национально-лингвокультурный смысл, позиционировать себя как «своего» в данном сообществе.

Анализ слов-компонентов, отражающих концепты, представленные в предвыборных речах Б. Обамы, обнаруживает тенденцию к сохранению традиционных ценностей нации, выраженных следующими словами: nation 'нация', greatness 'величие', work 'работа', people 'люди', hope 'надежда', life 'жизнь', responsibility 'ответственность’.

Также, результаты анализа показали, что наибольший процент в предвыборных обращениях Б. Обамы составляют национально-культурные, политические и социальные концепты. А это значит, что в предвыборном дискурсе особое место занимают ценности американского общества.

 

 

Анализ лексики, использованной Б. Обамой для реализации стратегии сотрудничества в своих предвыборных речах, позволяет сделать вывод, что США позиционирует себя как политика-миротворца, объединителя нации, почти религиозного деятеля, под борьбой понимающего борьбу с трудностями или самим собой, но не с оппонентами, о которых отзывается с большим уважением. Есть лишь небольшой элемент свойственного типичным политикам азарта – это традиционные для американского менталитета спортивные метафоры, призванные мобилизовать боевой дух нации (в одном случае это предостережение о возможных трудностях и ошибках в политике – фальстартах, в другом, напротив, воодушевление нации, речь о командном духе, сплоченности, воле к победе). Важно, чтобы избиратель не питал иллюзий – путь не будет легким, но, несмотря на фальстарт, движение вперед продолжится.

С точки зрения прагматики выступление Обамы обращено не к толпе, а к народу – оратор полон уважения и к аудитории, и к другим политикам, и к своей стране. Он апеллирует не к инстинктам толпы, а к разуму и сердцу граждан. Есть в речи и рассказ о себе, и многочисленные отсылки к авторитетам прошлого – Линкольну, Рузвельту, М.-Л. Кингу, и похвала аудитории, и сюжетная история – судьба 106-летней темнокожей американки, символизирующей всю непростую судьбу Америки в прошлом и нынешнем веке. Опираясь на авторитетных лидеров прошлого – Линкольна и Рузвельта – Обама призывает народ ощутить узы любви, вспомнить то общее, что есть между всеми, вспомнить свои корни, свою историю и побороть свой страх. Приводя в пример конкретную судьбу 106-летней американки, Обама становится ближе и доступнее каждому избирателю, несмотря на высокий стиль и сложный синтаксис с обилием придаточных предложений.

 


 

 

 

1. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. 288 с.

2. Holsti O. R. Content Analysis for the Social Sciences and Humanities. — Reading, MA : Addison-Wesley, 1969.

3. Riffe D., Lacy S., Fico F. G. Analysing media messages: Using quantitative content analysis in research. — Mahwah, NJ : Erlbaum, 2005.

4. Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology. — Thousand Oaks, CA : Sage Publications, 2004.

5. Transform your text into word clouds [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://worditout.com/ . – Дата доступа : 05.03.2016.

6. Программа FDC273 (Frequency dictionary compiler) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lab314.brsu.by/kmp-lite/kmp2/JOB/1-Statistician/Statistician3.htm . – Дата доступа : 05.03.2016.

7. Speeches and Remarks [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-and-remarks . – Дата доступа : 05.03.2016.

8. The American Promise. Acceptance Speech at the Democratic Convention [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://obamaspeeches.com/E10-Barack-Obama-The-American-Promise-Acceptance-Speech-at-the-Democratic-Convention-Mile-High-Stadium--Denver-Colorado-August-28-2008.htm . – Дата доступа : 05.03.2016.

9. Милославский, И. Г. Говорим правильно по смыслу и форме. – М.: АСТ, 2013. – 320 с.

10.  President Barack Obama's Inaugural Address [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.whitehouse.gov/blog/2009/01/21/president-barack-obamas-inaugural-address . – Дата доступа : 05.03.2016.


 

 

MediaLex 2016