Республиканская научно-практическая интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Бубен Вероника Болеславовна

Ресурсный центр «Энергосбережение» в современной
информационно-коммуникационной образовательной среде

УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"

 

ХХI век – период формирования информационного общества. Данный процесс охватывает все сферы человеческой жизни, включая и сферу образования.

Одним из направлений информатизации образования является создание информационного пространства учреждения образования. Для создания информационного пространства  образовательного учреждения не достаточно только наличие компьютерной техники с подключением по локальной сети и выходом в сеть Интернет. Одним из условий является наличие высококвалифицированных специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий с накопленным передовым педагогическим опытом. 

Создание информационно-коммуникативного пространства, направленного на выполнение социального заказа современного общества, позволит подготовить подрастающее поколение к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общечеловеческой жизни, а также позволит расширить сферу применения информационных технологий в образовательном процессе.

В ГУО «Дитвянская средняя школа» на протяжении нескольких лет ведется целенаправленная и результативная работа по формированию у учащихся культуры рационального энерго- и ресурсопотребления. Накопленный педагогический опыт в данном направлении, позволил перейти к следующему уровню – созданию ресурсного центра «Энергосбережение». В данном случае под ресурсным центром подразумевается информационное пространство, включающее в себя направления деятельности, ориентированные на формирование у учащихся общеобразовательной школы  необходимого минимума знаний, умений и навыков для совместной с родителями деятельности по ресурсо- и энергосбережению.

Ведущая роль в реализации Директивы Президента  Республики Беларусь от 14.06.2007 №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» по пропаганде необходимости соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости принадлежит средней школе [1].

В инструктивно-методическом письме «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году» воспитание культуры энергосбережения является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Практически во всех средних школах проводятся факультативные занятия энергосберегающей направленности. Но на факультативах занимается узкий круг учащихся [2, с.3]. Для решения этой проблемы в нашем учреждении образования создан ресурсный центр «Энергосбережение». Это позволило охватить практически всех учащихся, а также привлечь педагогов  и родителей к целенаправленной ресурсо- и энергосберегающей деятельности.

Ресурсный центр «Энергосбережение» создан с целью обмена передовым педагогическим опытом в этом направлении,  повышения уровня профессиональной культуры педагогов, а также создания единого информационного пространства, способствующего обучению подрастающего поколения навыкам энергосбережения и привлечения внимания общественности к вопросам энергосбережения.

Деятельность ресурсного центра осуществляется по 5 основным направлениям:

1.  Обучение энергосбережению.

2.  Инновационно-методическая деятельность.

3.  Научно-исследовательская деятельность.

4.  Информационно-пропагандистская деятельность.

5.  Практическая деятельность.

Направление «Обучение энергосбережению» включает в себя инструктивно-методические документы по данному вопросу, циклы классных и информационных часов, методические разработки в помощь учителям-предметникам и классным руководителям, видеоматериалы. Данный раздел постоянно пополняется как  учителями, так и учащимися.

Направление «Научно-исследовательская деятельность» ориентировано на приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности. Это позволяет учащимся глубже изучить проблему энергосбережения, уяснить роль энергии в развитии человеческого  общества, узнать о способах получения энергии, формировать научное мировоззрение. Учащиеся проводят исследовательские работы, участвуют в научно-исследовательских конференциях.

Содержание данного направления представлено ученическими проектами по вопросам рационального энергопотребления.

«Информационно-пропагандистская деятельность» нацелена на распространение проблемных вопросов энергосбережения среди участников образовательного процесса. Здесь широко представлены информационные материалы для проведения единых дней информирования, памятки и буклеты, созданные учащимися школы. Регулярно размещаются новости о проводимых конкурсах и акциях, что позволяет учащимся быть в курсе событий и своевременно принимать участие во всех мероприятиях.

«Инновационное-методическое направление» направлено на распространение передового опыта работы педагогов учреждения образования. Это направление представлено авторскими разработками для проведения внеклассных мероприятий, факультативных занятий, уроков энергосберегающей направленности.

«Практическое направление» отражает результаты проводимых акций, конкурсов, рейдов. Традиционными для нашей школы стали акции «Сдай батарейку – помоги природе», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Правильная утилизация – спасёт цивилизацию» и др. В рамках недели «Энергосбережение» учащиеся начальной школы принимают активное участие в конкурсах рисунков «Друзья Берегоши», поделок из бросового материала. 

Результативность деятельности ресурсного центра «Энергосбережение» очевидна. Учащиеся и педагоги нашей школы уже на протяжении нескольких лет являются активными участниками и победителями республиканского конкурса «Энергомарафон» и международного конкурса школьных проектов «Энергия и среда обитания».   За период функционирования ресурсного центра копилка наград регулярно пополняется дипломами районного, областного, республиканского и даже международного уровня.

Таким образом, организация деятельности по вопросам ресурсо- и энергосбережения  с помощью информационно-коммуникативной среды позволяет:

- привлечь наибольшее число участников образовательного процесса к вопросам рационального ресурсо- и энергопотребления;

- разнообразить формы работы с учащимися и их родителями по данному направлению;

- предоставить доступность образовательных материалов в любое время;

-  сделать процесс обучения и воспитания эмоционально-позитивным и комфортным и позитивным;

- активно использовать различные интерактивные приемы и методы.

 


 

 

1.  Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства".

2.  Рекомендации по проведению в УО недели энергосбережения – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 66 с.

 

 

MediaLex 2016