Горбач Татьяна Геннадьевна
ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
Знание этикета во все времена считалось важным. Этикет – это правила поведения человека в обществе. Они распространяются на все стороны отношений человека с другими людьми – на манеру себя вести, на одежду, на движения и жесты и, что особенно важно, на его речь. Можно сказать, что этикет – это искусство общения [1]. Речевой этикет является важной частью этикета. Он предполагает следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прощания, представления, умение формулировать свои мысли в виде суждений, тезисов, проблем, спорных положений, умение использовать речевые приемы. Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень языковой и общей культуры человека. Особенно нуждаются в формировании культуры общения младшие школьники. В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с детьми и родителями по вопросу развития культуры их речевого общения как в семье, так и в социуме. Одним из важных коммуникативных действий является знакомство, поэтому знание и умение использовать этикетные формулы знакомства актуальны в младшем школьном возрасте, поскольку затем, в старшем возрасте, умение налаживать контакты будет играть важную роль в становлении личности и характера. В практике начального образования формированию речевого этикета не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету. В букварях и даже учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. На наш взгляд, необходимы не единичные обращения на уроках к правилам русского речевого этикета, не показ образцов речевой вежливости самим учителем, а практически ежедневная работа по освоению правил речевой вежливости. Заниматься речевым этикетом важно не просто с первых шагов обучения детей в школе, но и систематически в течение всех четырех лет обучения. Только тогда можно надеяться на более или менее эффективные результаты. Важно, чтобы при работе над правилами русского речевого этикета ученики уже в начальных классах понимали главное: цель всех упражнений по речевому этикету состоит в том, чтобы облегчить (а не осложнить) общение, сделать его более эффективным и максимально приятным для обеих сторон. Приятное, удобное, комфортное общение – вот конечный результат соблюдения даже самых простых правил речевого этикета [2, с. 28]. Обучение детей предполагает: 1) введение в их активный словарь достаточного количества этических стереотипов; 2) формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения [3, с. 73 – 77]. В феврале-марте 2015 г. нами проводился педагогический эксперимент с учащимися третьих классов гимназии № 9 имени Ф.И. Кириченко г. Гродно (3 «А» и 3 «Б» классы). На констатирующем этапе эксперимента учащимся предлагалась анкета, в которую были включены вопросы с различными вариантами ситуации знакомства (знакомство со взрослыми, знакомство с ровесниками, знакомство с незнакомыми людьми, знакомство с одноклассниками). Анкета состояла из 12 вопросов: 1. Как новому ученику познакомиться с одноклассниками? а) Пожать руку каждому и назвать своё имя. б) Подождать, пока учительница представит его. в) Никак не знакомиться. 2. Как ты знакомишься с ребятами из параллельного класса? а) Добрый день, как вас зовут? б) Привет, как тебя зовут? в) Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как вас зовут? 3. Как нужно представляться, входя в кабинет врача? а) Здравствуйте, я Аня Ромашкина. б) Здравствуйте, меня зовут Аня. в) Не знаю. 4. Как познакомить родителей со своим другом? а) Сначала представить родителей, потом – друга. б) Сначала представить друга родителям. в) Никого никому не представлять. 5. В каком случае рукопожатие при знакомстве неуместно? а) Когда старший протягивает руку младшему. б) Когда ровесник протягивает руку ровеснику. в) Когда ученик протягивает руку учителю. 6. В соседнюю квартиру вселились новые жильцы. Ты случайно оказался с «новым» соседом в лифте. Как ты с ним познакомишься? а) Здравствуйте, я ваш новый сосед. Меня зовут Саша. б) Меня зовут Саша. А Вас? в) Здравствуйте, можно узнать Ваше имя? 7. Ты впервые пришёл в спортивный зал. Рядом с тобой стоит небольшая группа ребят. Они уже хорошо знают друг друга. Как лучше познакомиться с ними? а) Всем привет, я Коля. б) Здравствуйте, меня зовут Николай Сивов. Я учусь в 3 классе. Я хочу заниматься гимнастикой. в) Я Сивов Николай Владимирович. А вас как зовут? 8. Ты пришёл в гости к другу. Дверь открыл дедушка, который видит тебя в первый раз. Как ты с ним познакомишься? а) Давайте познакомимся. Я Вася. Я учусь вместе с Петей. б) Разрешите представиться. Иванов Василий. Петин товарищ. в) Здравствуйте, меня зовут Вася. Я одноклассник Пети. 9. Как ты знакомишься с детьми на улице? а) Привет, как тебя зовут? б) Добрый день, как вас зовут? в) Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как вас зовут? 10. Ты пригласил к себе в гости одноклассника Сашу. Дома у нее мама. Как ты познакомишь маму и Сашу? а) Проходи, Саша. Это моя мама, Наталья Ивановна. б) Проходи, Саша. Мама, это Саша, мы с ним сидим за одной партой. в) Проходи, Саша. Это моя мама. 11. Во время экскурсии ты оказался среди старшеклассников. Как ты с ними познакомишься? а) Привет, меня зовут Иван. Я учусь в 3 классе. б) Здравствуйте, меня зовут Сидоров Иван. А вас? в) Я Ваня. Давай знакомиться. 12. К тебе в гости пришёл одноклассник Коля со своим другом Сашей. Как ты будешь знакомиться с Сашей? а) Подождать, пока Коля представит Сашу. б) Пожать руку Саше и назвать своё имя. в) Никак не знакомиться. Полученные результаты позволили определить те ситуации, в которых учащиеся допускают ошибки. Большинство ребят затруднялось в ситуациях знакомства с ровесниками и знакомства сверстника со взрослыми (как представить друга родителям). Многие считают, чтобы познакомить родителей со своим другом, нужно сначала представить родителей, потом друга (60,4 %), а чтобы познакомиться с ребятами из параллельного класса, нужно обращаться на «Вы» (72,9 %). На вопрос «Как новому ученику познакомиться с одноклассниками?» большинство (89,6 %) ответили «пожать руку и назвать своё имя». На формирующем этапе эксперимента для повышения уровня знаний и умений по речевому этикету знакомства нами был разработан и апробирован в 3 «Б» классе гимназии №9 имени Ф.И. Кириченко г. Гродно комплекс методических материалов по обучению речевому этикету в ситуации знакомства, в который были включены: · фрагменты уроков по литературному чтению; · серия классных часов. В качестве приёмов и методов обучения речевому этикету в ситуации знакомства мы выбрали: · индивидуальные беседы с учащимися; · анализ художественных произведений; · составление и разыгрывание диалогов; · решение проблемных ситуаций; · обучение правилам употребления формул речевого этикета в общем контексте вербальных и невербальных средств; · распределение формул речевого этикета по уровням общения; · моделирование речевых ситуаций. На уроке литературного чтения были рассмотрены два варианта знакомства: «Я знакомлю разных людей», «Я знакомлюсь сам». 1 вариант: до начала занятия на доске пишем слова: Бабушка. Мальчик. Мама. Дедушка. Девочка. Папа. Молодой человек. Девушка. Спрашиваем у учащихся, от чего зависит в какой-то ситуации, кто самый главный с точки зрения этикета. Выясняем, что это зависит от того, мужчина перед нами или женщина (мальчик или девочка), и от того, какого возраста этот человек. Предлагаем ребятам подумать, какие номера поставить к тем словам, которые написаны на доске. (Предпочтение отдается номеру один, далее по убыванию степени важности). № 1. Бабушка. Она самая старшая. Женщине старшего возраста с точки зрения этикета отдается предпочтение. № 2. Обсуждаем, кому отдать предпочтение: дедушке или маме. Дедушка, безусловно, старше, но он мужчина. Значит, кто «важнее», будут решать дедушка и мама. Кто-то из «дедушек» захочет подчеркнуть, что он настоящий мужчина, а кто-то из «мам» покажет, что она очень уважает пожилой возраст. Значит, № 2 – дедушка и мама; № 3 – девушка; № 4 – папа; № 5 – молодой человек; № 6 – девочка; № 7 – мальчик. Итог работы над заданием – формулировка своеобразного правила. Если мы знакомим двух людей, то мы представляем: 1) младшего старшему; 2) мальчика – девочке; 3) девочку – молодому человеку; 4) молодого человека – папе, маме, дедушке и бабушке; 5) маму – бабушке. Слова для знакомства выбираем такие (в соответствии с уровнями общения): а) «Разрешите (позвольте) вас познакомить, Екатерина Анатольевна. Это – Саша», «Екатерина Анатольевна, позвольте (разрешите) представить вам Сашу»; б) (Екатерине Анатольевне): «Познакомьтесь, пожалуйста, с Сашей», (Екатерине Анатольевне): «Это Саша – мой друг»; в) «Знакомься: это – Саша!»; «Вы знакомы? Это – Саша!». Напоминаем: после слов знакомящего начинает говорить тот, кто «важнее». Вот что он может сказать: а) «Мне очень приятно с вами познакомиться»; «Мне очень приятно, что я с вами познакомился (-лась)»; б) «Очень приятно! Я о вас слышал (-а)»; в) «Привет! Будем знакомы!». Ребятам было рассказано и о том, что люди «разделяются» не только по возрасту, но и по тому, какое место занимают на «социальной лестнице», проще говоря – на работе. Конечно, директор школы «важнее» учителя, а президент страны – рабочего. Были предложены для решения несколько проблемных ситуаций:
Анализируем ситуации и обсуждаем варианты решения. Вывод: В школе, в официальной обстановке, предпочтение по этикету отдается учительнице. В магазине, в неофициальной обстановке, «важнее» будет мама. Если директор и рабочий на работе, «важнее» первый, если в приватной обстановке – тот, кто старше [4, с. 13]. Рассматривая второй вариант, знакомим учащихся со следующими фразами, соответствующими различным уровням общения: а) «Разрешите (позвольте) познакомиться: Витя Иванов»; «разрешите (позвольте) представиться: Витя Иванов»; б) «Давайте познакомимся. Меня зовут Наташа Гончарук»; «Давайте знакомиться»; «Я хотела бы с вами познакомиться. Меня зовут Наташа Гончарук»; в) Давай знакомиться. Я – Ира Шевчук»; А вот соответствующие варианты ответов, а) «Я рад (а) с вами познакомиться»; «Мне приятно с вами познакомиться»; б) «Очень приятно. Соловьев. Анатолий». «Я о вас слышал (а) много хорошего»; в) «Давай. А я Аня Воробей». Напоследок говорим ребятам о тех ситуациях, когда вы не узнаете собеседника, а он ведет себя так, словно вы давно знакомы. Тогда надо сказать: «Простите, кто вы? Простите, с кем я говорю?». А если, наоборот, не узнают вас: «Мы уже знакомы! (Мы уже встречались!) Вы (ты) меня не узнаете (не узнаешь)?» [4, с. 15]. На итоговом этапе эксперимента было проведено ещё одно анкетирование по выявлению уровня владения нормами речевого этикета в ситуации знакомства в экспериментальном и контрольном классах. Анкета контрольного этапа по количеству вопросов и уровню сложности соответствовала анкете констатирующего этапа. Проанализировав ответы детей, мы можем говорить о том, что младшие школьники хорошо усвоили следующее: 1) чтобы познакомить родителей со своим другом, нужно сначала представить друга, потом родителей (97,9 %); 2) чтобы новому ученику познакомиться с одноклассниками, нужно подождать, пока учительница представит его (100 %). Все респонденты единогласно согласились с тем, что для знакомства с ребятами из параллельного класса можно обратиться на «ты»(100 %). На наш взгляд, повышению уровня знаний младших школьников о речевом этикете в ситуации знакомства и практическому усвоению речевых формул, будет способствовать проведение дополнительных факультативных занятий, внеклассных мероприятий или тренингов, посвященных этой теме.
1. Что такое «речевой этикет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2f19f371-f654-44e6-9d62-c227c7cf047f/%5BS-RE%5D_%5BTD_003_SU%5D.html . – Дата доступа: 15. 02. 2016. 2. Бондаренко, А. А. Речевой этикет в современной школе / А. А. Бондаренко // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 21–28. 3. Венецкая, А. Б. Формирование культуры общения младших школьников / А. Б. Венецкая // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 73–77. 4. Нечаева, Е. В. Занятия по речевому этикету / Е. В. Нечаева // Начальная школа. – 1997. – № 7. – С. 9 – 15.
|