Республиканская научно-практическая интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Исаева Ляман

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЩЕНИЕ ВРАЧА С ПАЦИЕНТАМИ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

УО "Гродненский государственный медицинский университет"

 

В человеческой культуре древнейшее искусство – это общение. Человек, который им мастерски владеет, всегда сможет добиться успеха. Особое же значение процесс общения приобретает в тех профессиональных сферах, которые предусматривают близкий контакт личностей. И одной из этих сфер является медицина. Исторически сложилось так, что врач всегда занимал доминирующее положение в отношениях с пациентами и самостоятельно выбирал методы диагностики и лечения. Такой статус определял его высокую личную ответственность за результаты и последствия диагностики и лечения. Но сегодня грамотно построенные взаимоотношения врача и пациента открывают новые возможности для повышения эффективности лечения [1].

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения. Врач же «исключительно в интересах больного» поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Сегодня можно выделить несколько моделей общения врача и пациента:

  • информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);

  • интерпретационная (убеждающий врач);

  • совещательная (доверие и взаимное согласие);

  • патерналистская (врач-опекун).

Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon – должное и logos – учение) – профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента – вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность.

Хороший врач – это не только профессионал с энциклопедическими знаниями, взвешенными решениями и совершенным владением техникой медицинских манипуляций, но и умением говорить с больным.

К сожалению, навыками общения врачи овладевают «стихийно», это приходит с годами и приобретенным опытом. Специально в медицинских вузах этому практически не обучают. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного.

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом [2].

Мы провели анкетирование среди студентов 3 курса факультета иностранных учащихся УО «Гродненский государственный медицинский университет» и хотим представить вам полученные результаты. Общее число респондентов – 78.

На вопрос: « Зависит ли отношение больного к болезни от слов врача?» 88,5% респондентов ответили – «да», 5% – «нет», 4% ответили «иногда» и 2,5% – «не знаю».

На вопрос: «Способны ли слова врача нанести вред больному, даже если диагноз был поставлен правильно и было назначено правильное лечение?» 91,1% ответов были: «да», 6,4% – «нет» и 2,5% – «иногда».

На вопрос: «Какие выражения, на ваш взгляд, не должен употреблять врач при разговоре с пациентами?» наиболее распространёнными ответами были: «маты» – 43,5%, «ваше состояние невозможно излечить» – 30,75%, и «слова, задевающие чувства больного» – 10%.

На вопрос: « Как врач должен обращаться к пациенту? На «ты» или на «вы »?» 92,5% опрошенных ответили на «вы», 2,5% – на «ты» и 5% на «ты/вы».

На вопрос: «Может ли врач в общении с пациентом перейти на «ты»?» 98,6% респондентов ответили: «да» (если врач знаком с пациентом давно или если хочет построить доверительные отношения с пациентом) и 1,4% – «нет».

На вопрос: «Что бы вы (как врач) сказали пациенту, отказавшемуся от лечения?» наиболее распространенными ответами были: «объяснил бы, почему нужно лечиться» – 27%, «объяснил бы, что будет при отказе от лечения » – 24%, «надо лечиться, чтобы чувствовать себя хорошо и продлить жизнь» – 15,5%.

На вопрос: «Должен ли врач давать надежду больному, если его болезнь неизлечима?» все опрошенные ответили «да» – 100%.

На вопрос: «Что бы вы сказали пациенту, если бы он потерял надежду на выздоровление?)» наиболее распространёнными ответами были: «использовал бы эффект плацебо» – 18%, «ещё не все потеряно» – 18%, «вдруг произойдет чудо» 15,5%.

На вопрос: «Может ли врач скрывать правду о болезни от больного и его родственников?» 45% опрошенных ответили «да» и 55% – «нет».

На вопрос: «Нужен ли студентам медицинских вузов факультатив о правилах общения врача и пациента?» 79,5% опрошенных ответили – «да», 18% – «нет» и 2,5% – «смотря кому».

Таким образом, подавляющее большинство иностранных студентов уверены, что слова врача имеют большое значение для пациентов. Они способны как спасти, так и убить пациента, вселить в него надежду или, наоборот, привести в отчаяние. Врач должен предъявлять высокие требования к своей манере общения с пациентами.

 

 


 

1.  Отношения врача и пациента: почему важно общение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://estet-portal.com/articles/krasota-i-zdorove/otnosheniya-vracha-i-patsienta-pochemu-vazhno-obshchenie - Дата доступа: 25.02. 2016.

2.  Взаимоотношения врача и пациента (информация для врачей) // Регистр лекарственных средств России РЛС Пациент 2003 [Электронный ресурс].– 2002. – Режим доступа: http://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_69.htm. – Дата доступа: 06.11. 2015.

 

 

MediaLex 2016