Республиканская научная интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Клютко Елена Сергеевна

Работа младших школьников над словом
на уроках русского языка и литературного чтения

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

 

В начальной школе происходит практическое знакомство со словом, которое противопоставляется реалии; со словами, близкими и противоположными по смыслу. Практическим путем учащиеся также знакомятся с многозначными словами.

На уроках  в начальных классах слово изучается и как носитель лексического значения, и как элемент словарной системы.

Формирование у младших школьников умения использовать слова в свойственных им лексических значениях опирается, во-первых, на раскрытие лексического значения слова, во-вторых, на показ его эмоционально-стилистической окрашенности, в-третьих, на показ сочетательных возможностей слова. Отсутствие в работе над словом одного из этих звеньев приводит к появлению в речи учащихся лексических ошибок двух типов: к употреблению слова в несвойственном ему значении и к неправильной сочетаемости слова с другими словами.

Работа над словом в начальных классах проводится с разных сторон: наблюдение над лексическим значением слова и его употребление в предложении, в тексте и т.п.

Учёными (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская) отмечается, что лексическая, или словарная, работа в начальных классах проводится как количественное обогащение словаря, работа над значениями слов, оттенками значений, уместным употреблением, над активизацией словаря. Она вплетается в уроки литературного чтения, развития речи, языковой теории. Работа в основном практическая: объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова, его переносных значений, некоторые случаи многозначности.

Данные авторы выделяют умения, формируемые у учащихся на данном уровне:

запоминать слова, устойчиво сохранять их в памяти и воспроизводить быстро в нужный момент;

выбирать слова в соответствии с коммуникативной целесообразностью;

объяснять значения слов, прямые и переносные;

давать простейшую характеристику слова (лексический анализ), разбирать слова по составу, объяснять простейшие случаи словообразования;

характеризовать роль слова в тексте, сам текст по его лексическому составу;

пользоваться словарями, адресованными начальной школе;

составлять свои словарики, решать простейшие исследовательские задачи из области образования новых слов из контекста, объяснять переносные значения слов;

обнаруживать в тексте устаревшие слова, объяснять их значение;

 в доступных случаях определять язык-источник заимствованных слов в русском языке [1].

По их мнению М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской, знания в области лексики и смежных тем накапливаются в ходе практических работ со словом: слова прочитываются, записываются, анализируются, произносятся, воспринимаются на слух, включаются в собственный текст, группируются по значению, частям речи, проводятся наблюдения над жизнью слова в тексте, над уместностью слова в тексте, семантическая работа над словом. По их мнению, теоретическая работа занимает значительное место. Определение понятия «слово» не дается в силу трудности такого определения. Но признаки слова могут быть замечены и названы:

слово выделяется в произношении;

оно имеет самостоятельное значение: обозначает предмет, действие,
признак, число и
др.;

на письме отделяется от других слов;

большинство слов могут изменять свои окончания, сохраняя основу;

изменяя окончание, слово меняет свои роли в предложение;

из слов складываются предложения и текст;

слова складываются из слов и звуков (на письме из букв) и т.д. [1].

Особое место в работе над словом занимает работа учащихся со словарями. Используя словари, младшие школьники знакомятся с алфавитным расположением слов, отбором слов в соответствии с типом словаря, с построением словарной статьи, условными обозначениями, со способами толкования слов, работают с текстовыми иллюстрациями.

Постоянная, последовательная работа над семантикой слов,  морфемным составом слов, связями между ними  приводит учащихся к выводу: слово живет, оно служит важнейшим элементом, важнейшей единицей языка.

Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» [2].

Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский писал: «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности» [3]. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении  лексических значений слов важная задача освоения младшими школьниками этих слов.

Приобщить учащихся начальных классов к познавательной деятельности можно через использование следующие виды работ:

1. Предъявление нового слова. Здесь можно использовать следующие способы: а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; б) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»); в) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Таким образом  дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.

2. Работа над слуховым образом слова. Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, учащиеся лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слова с «окошком». После того как  младшие школьники определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном», или «дыркой».

Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка. После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо учитель сам показывает написание нового слова (записывает  его на доске, выделяя цветным мелком орфограмму), либо предъявляет карточку или просит посмотреть слово в учебнике на соответствующей странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив его несколько раз орфографически, то есть так, как оно написано.

Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

4. Работа над зрительным образом слова. На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Таким образом, каждый учитель начальной школы должен организовать работу  над словом на уроках русского языка  и литературного чтения так, чтобы младшие школьники учились размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого им нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

  


 

 

 

1. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г, Горецкий, О.В. Сосновская. – М. : Академия, 2000.

2. Ушинский, К. Д. Родное слово  / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений. М., 1974.

3. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. – М.,1975.

 

 

MediaLex 2016