Республиканская научно-практическая интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Лукша Анастасия Александровна, Савчук Екатерина Вячеславовна

ФЕНОМЕН "СЛОВА"  в современной
информационно-коммуникационной среде

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

Многие учёные попытались определить слово как лингвистическое явление. И всё же ни одно из их определений нельзя считать полностью удовлетворительным. Удивление вызывает и то, что, несмотря на все достижения современной науки, некоторые существенные аспекты природы слова не были рассмотрены. Не совсем до конца нами понято явление, называемое «языком», основной единицей которого является слово. Мы мало знаем о происхождении языка, и, следовательно, о происхождении слова. Но мы знаем, что нет ничего случайного в отношении словарного состава языка; что каждое слово является маленькой единицей внутри огромной, эффективной и совершенно сбалансированной системы. Исходя из этого, мы можем дать следующее определение слову. Слово это единица речи, используемая с целью коммуникации между людьми, материально представляющая группу звуков, обладающая значением, приспособленная к грамматическому использованию и характеризующаяся формальным и семантическим единством.

Имеются и другие трактовки этого понятия. Одно из них гласит: слово - одна из основных, структурных единиц языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются человеческие эмоции и воля, называются «общие, абстрактные категории бытийных отношений» и т. д. Тем самым слово выступает в качестве основной значимой единицы языка. [1]

«Слово - одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могущим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском». Значимость слова в современном мире очень велика и она меняется быстрыми темпами за развитием современной общественности. [2]

Начиная с конца прошлого века, наиболее в развитых государствах благодаря информационно-коммуникационным технологиям формируется информационно-коммуникативная среда. И, несмотря на то, что данная среда еще не в полной мере сформировалась, тем не менее, процесс её становления набирает силу. [3]

Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на изменения, происходящие в сфере социальных коммуникаций, то есть в сфере общения. Рост числа информационных источников, с которыми вступают в контакт люди, в том числе молодежь, увеличение объема и разнообразия сведений, получаемых по их каналам, ведет к повышению степени их информированности по самым различным сторонам жизни общества, вовлеченности в различные сферы жизни общества. Информационно-коммуникационные технологии, превращаясь в субстанциональное основание системы коммуникаций, оказывают влияние, прежде всего, на образ жизни данной социальной группы, что, в свою очередь, ведет к изменению процессов идентификации.

Человек оказывается погруженным в информационное пространство, которое становится основной средой его обитания, испытывает уже базальную зависимость от информации и информационных технологий в различных аспектах повседневной жизни, деятельности и общения. При этом предметная и социальная среда, по сути, приобретает характер не базиса, а надстройки над информационным пространством жизнедеятельности, наделяется вторичными смыслами; система отношений «человек-мир» и «человек-человек» становится опосредованной отношениями «человек-машина». [4]

С развитием информационных технологий происходят глобальные изменения со словом. Слово начало меняться, появилась некая гибридная форма речи, письменной речи в ее классической форме оказалось недостаточно для полноценного общения. Отсутствуют голосовые характеристики, прежде всего, интонация. Устная речь сопровождается различными движениями, мимика, жесты, поза — все это крайне значимо для собеседника.

В личном устном общении мы можем сказать человеку — «ты молодец», но интонация может превратить эту фразу и в похвалу, и в ироническое осуждение. Смайлики взяли на себя функцию знаков препинания, ими спокойно можно заменить точку или восклицательный знак. Фактически смайлики стали выполнять функцию реплики. И здесь происходит интересная вещь — если мы общаемся в интернете и на конце предложения ставим точку, то это слишком холодно и официально, могут даже обидеться, а наличие смайлика всегда нейтрально. Другими словами, обычные знаки препинания письменной речи сами становятся эмоционально маркированными.

В мире происходит экспансия письменной речи, используемой для межличностного общения. Для тех, кто моложе 30, это уже нормально — общаться в интернете, сидя в кафе. Возникает интересный эффект — вроде формально становится больше письменной речи, но на самом деле она устная, со всеми ее специфическими свойствами. С помощью новых сетевых инструментов мы оказались вовлечены в бесконечное глобальное общение, и это тоже нашло свое отражение в языке, в слове.

В качестве коммуникативной помощи в блогосфере было выработано определенное количество реплик («аффтор жжот») для использования в комментариях. Это такая форма «речевого клише» — содержательно ничего не сказал, но в общении активно поучаствовал, выразил оценку, отношение. [5]

Все это новые инструменты, которые позволяют нам оставаться в мире этого хаотичного и даже безумного сетевого общения. В связи с этим меняется само понятие текста и слова. Скорость преображения слов теперь будет только нарастать. За 20 лет слова русского языка прошли очень большой путь изменения. Информационно-коммуникативная среда радикально поменяла наш язык, да и все языки мира.

 


 

 

1. Бабенко, Л.Г. Лексикология русского языка / Л.Г. Бабенко.– Екатеринбург, 2008.
2. Введенская, Л.А. Культура речи и искусство слова / Л.А. Введенская. – М., 2012.
3. Зотов, В.В. Становление информационно-коммуникативной среды как основание общественных трансформаций / В.В. Зотов. – Курск, 2010.
4. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : Монография / Л.Н. Юрьева. – Днепропетровск, 2006.
5. Коммуникативная революция: как язык развивается с помощью гаджетов и интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://theoryandpractice.ru/posts/8805-language-revolution . – Дата доступа : 06.03.2016.
 

 

MediaLex 2016