Республиканская научно-практическая интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Масленикова Кристина Олеговна

СПЕЦИФИКА НЕСТАНДАРТНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ
(НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ БРЕСТ»)

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

Сегодня в теории журналистики создано немало типологий жанров печатных СМИ. Поскольку до сих пор не утверждена единая классификация, учёные имеют возможность высказать своё мнение по данному вопросу и внести нечто новое в практическую и теоретическую журналистику.

Собственную типологию газетных жанров предлагают такие знаменитые журналисты-теоретики, как А.А. Тертычный, С.М. Гуревич, Л.Е. Кройчик, Г.В. Лазутина и многие другие. Однако совершенно новую по содержанию классификацию создал А.А. Тертычный. Уникальность работы учёного признаётся другими журналистами-теоретиками. В книге Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой «Жанры журналистского творчества» указано: «Примечательны в ряду работ этого направления книги, принадлежащие перу А.А. Тертычного. Рассматривая жанр как понятие вполне традиционно (исторически сложившийся тип текста, обладающий устойчивыми признаками), он, во-первых, вводит в число этих устойчивых признаков способ отображения действительности. А во-вторых, – и это, пожалуй, главное – А.А. Тертычный считает возможным расширить рамки представлений о бытующих в периодической печати жанрах за счёт включения в них не только жанров журналистики, но и жанров других видов творческой деятельности, производящих массовую информацию. Тем самым он осуществляет одну из первых попыток представить совокупную жанровую структуру текстов СМИ» [1, c. 6].

Уникальность классификации А.А. Тертычного в том, что учёный расширил существующий список жанров, внедрив их в рамки традиционной типологии. Как и принято, А.А. Тертычный разделяет все тексты на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Однако помимо привычных жанров учёный среди аналитических выделяет социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс- релиз, а в системе художественно-публицистических – сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру [2]. В своей работе «Жанры периодический печати» [2] учёный проводит исследование, которое доказывает существование и функционирование данных жанров в СМИ Российской Федерации. Подобные исследования на материалах печатных средств массовой информации Беларуси не проводились.

Автор данной статьи поставил цель проверить, может ли классификация А.А. Тертычного «работать» не только на страницах центральных печатных СМИ России, но и в стандартных городских изданиях Беларуси. Для исследования была выбрана региональная газета «Вечерний Брест» за декабрь 2015 года.

Анализ издания за данный период показал, что нестандартные жанры представлены на страницах газеты, однако не так широко, как описано в работе А.А. Тертычного. Замечено, что аналитические нетипичные тексты существенно преобладают по количеству над художественно-публицистическими. Так, в семи декабрьских номерах «Вечернего Бреста» (2015 г.) представлено 3 текста в жанре аналитического пресс-релиза, 3 подборки писем и 2 рекомендации и всего один материал в художественно-публицистической жанровой модели (житейская история, Василий С. «Налёт на тюрьму», 2015, 23–25 декабря, с. 9).

В основе жанра аналитического пресс-релиза лежит соединение аналитического и рекламного начал. А.А. Тертычный считает, что пресс-релиз – это «подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например, кандидата в депутаты» [2]. Задача журналиста, готовящего публикацию в данном жанре, – показать аудитории СМИ пользу от описываемого объекта. Аналитичность такого текста будет заключаться в том, что публицист покажет взаимосвязь между рекламируемым продуктом и потребностями людей. Также журналисту при подготовке пресс-релиза необходимо внимательно проверять все факты, так как рекламируемые фирма или человек могут предоставить неверные данные, выставляющие их в лучшем свете, чем есть на самом деле [2]. Тексты в жанре аналитического пресс-релиза по структуре сближаются с рецензией, однако отличаются объектом и предметом анализа. Один из главных жанрообразующих признаков пресс-релиза – тематический.

Популярность данного жанра в издании «Вечерний Брест» обусловлена тем, что пресс-релиз – это, по сути, рекламный материал. Многие поставщики товаров либо услуг стремятся поместить рекламу в газету. Одни выбирают визуальную форму с ярким оформлением и лозунгами, другие же нанимают опытных журналистов, которые могут в текстовом виде грамотно преподнести публике достоинства объекта. В результате представитель СМИ проводит собственное исследование качеств товара или услуги, выступая как бы представителем всех потребителей. К жанру аналитического пресс-релиза мы отнесли одну публикацию Богдановой К. «Новогодний подарок от компании Продтовары» (2015, 25–25 декабря, с. 10) и две публикации Жук Е. «Обойдёмся без наличных» (2015, 11 декабря, с. 5), «Преимущества от Промтрансинвеста» (2015, 4 декабря, с. 4).

Ещё одним популярным у журналистов жанром оказалось письмо. В отличие от большинства других нетипичных жанров, письмо выделяют многие теоретики. Однако подходы к определению данного жанра различные.

А.А. Тертычный считает, что письмо как жанр сформировалось «в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики» [2]. По мнению автора, письмо можно назвать жанром публицистики потому, что, будучи опубликованным в газете, оно перестаёт быть элементом личной переписки и становится объектом внимания общественности. И самое главное – в подобных текстах обязательно поднимается общественно значимый вопрос. А.А. Тертычный не относит к данному жанру так называемые «письма читателей», то есть какие-либо рекомендационные послания в редакцию, оформленные в виде письма [2].

Учёный выделяет следующие виды писем в журналистике:

  • письма, адресованные конкретным личностям;

  • письма, адресованные каким-либо социальным группам, населению страны в целом.

Такой подход учёного показывает, что он относит к данному жанру только открытые письма. Напомним, что открытое письмо – это жанр, когда какое-либо лицо публично обращается с общественно важной проблемой к публике на страницах газет. Размещённые же в прессе письма читателей (просьбы, вопросы, пожелания, отзывы, которые присылают обычные читатели в издание, а редакция иногда их публикует) вообще не входят, по мнению А.А. Тертычного, в жанровую структуру номера и, соответственно, в систему жанров журналистики.

Иначе жанр письма рассматривает учёный А.И. Акопов. Он даёт такое определение: «Письмо – это жанр публицистики, представленный в виде обращения какого-либо автора к какому-либо адресату, содержащего текст на социально-политическую, экономическую, культурно-бытовую или иную тему, имеющий общественное значение и предназначенный для опубликования» [3, с. 12]. Согласно данной формулировке понимание жанра письма А.И. Акоповым совпадает с мнением А.А. Тертычного. Однако А.И. Акопов выделяет иные виды писем:

  • письма читателей;

  • открытые письма;

  • публикации в прессе, являющиеся письмами по форме [3, с. 1228].

Письма читателей, как сообщает А.И. Акопов, могут быть использованы редакцией по-разному: письмо может стать основой для журналистского материала; во многих изданиях составляются аналитические обзоры писем; каждое конкретное послание от читателей может стать самостоятельной публикацией. Но в любом случае отклики читателей крайне важны для продуктивного функционирования издания, поскольку они помогают сформировать грамотный контент газеты [3, с. 1314].

Открытое письмо по определению автора – это «обращение по поводу важного общественного явления, острой проблемы, событий или фактов, могущих повлечь за собой опасные последствия, предназначенное для опубликования в печати». Именно данная форма письма является наиболее глубокой и аналитичной. Автором открытого письма может выступать любой человек, однако чаще всего это либо известный общественный деятель, либо журналист. Кроме того, открытое письмо обращает внимание читателей на какие-либо проблемы в обществе [3, с. 17].

Письмо по форме – это публикация, которая имеет лишь внешний вид письма, но не является таковой по содержанию. Это может быть материал любого жанра – статьи, корреспонденции, заметки. В данном случае журналист использует форму письма, чтобы привлечь внимание читателей. В таком виде материал приобретает черты «откровения» и вызывает больше доверия [3, с. 23]. Письмо по форме, в отличие от двух предыдущих видов, нельзя отнести к жанру письма.

Итак, А.А. Тертычный рассматривает в качестве жанра публицистики только открытое письмо. А.И. Акопов же расширяет функциональность данной категории и включает в систему жанра ещё и письма читателей. С учёным нельзя не согласиться, так как письма читателей часто появляются на страницах газет и плотно внедрены в структуру номера. Кроме того, многие читательские тексты по точности подачи фактов и глубине рассуждений не уступают журналистским. Такие материалы, представленные широкой аудитории, не могут не называться публицистическими. Также письма читателей подчёркивают выполнение одной из главных функций печатных СМИ – обратную связь. Поэтому мы к жанру письма отнесли и открытые письма, и письма читателей, которые представлены в анализируемом издании в рубрике «Интернет-отКЛИК» (2015, 4 декабря, с. 7; 18 декабря, с. 7; 11 декабря, с. 6).

Несомненно полезным жанром для читателей является рекомендация (совет). Суть рекомендации в том, что журналист предлагает аудитории решение той или иной задачи. При этом к рекомендации можно отнести лишь объёмный материал, в котором публицист проявляет свои аналитические способности. Подобные же тексты с информационной содержательностью (например, кулинарные рецепты) А.А. Тертычный относит к жанру мини-совета.  В зависимости от информационного повода тексты в жанре рекомендации могут сближаться, например, с корреспонденцией. В «Вечернем Бресте» в жанре рекомендации представлены публикации Рубашевского Ю. «Не шути с шутихой»  (2015, 16 декабря, с. 9) и Яценюк С. «Шопинг у монитора» (2015, 11 декабря, с. 3).

Использование журналистами именно жанров аналитического пресс-релиза, письма и рекомендации напрямую связано с информационными потребностями читателей. Аналитический пресс-релиз предлагает потребителям лучший товар или услугу. Письмо выражает желание читателей не только быть в курсе событий, но и выражать своё мнение в том или ином вопросе. Рекомендация даёт необходимую информацию для решения многих жизненных проблем.

Стоит отметить, однако, что даже такие полезные нестандартные жанры уступают по количеству привычным. Из 245 материалов, вышедших на страницах «Вечернего Бреста» в декабре 2015 года только 9 относятся к нестандартным жанрам. То есть нетипичные тексты составляют всего 3,6 % от общего числа публикаций. Такое распределение материалов объясняется рядом причин: сложностью подготовки аналитических текстов; незакреплённостью нестандартных текстов в современной жанровой системе печатных СМИ; структурной сложностью нетипичных жанров; ситуативностью нетрадиционных текстов.

 

 


 

1. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 320 с.

2. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати [Электронная версия] / А.А. Тертычный. – М. : Аспект Пресс, 2000. – Evartist-библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm. – Дата доступа : 21.02.2016.

3. Акопов, А.И. Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов / А.И. Акопов. – РнД. : Издательство Института массовых коммуникаций, 1996. – 89 с.

 

 

MediaLex 2016