Республиканская научная интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Мрыхина Екатерина Ивановна, Юськович Наталья Алексеевна

Готовим «ораторов» в начальной школе

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

В наше время все чаще возникают ситуации, когда современный школьник, особенно младший, не может сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в предложенных условиях, зажат, неуверен в себе. В то же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Развитие коммуникативной компетентности ученика, формирование ораторских способностей – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса. Возможности урока не всегда позволяют в полной мере решать коммуникативные задачи.

Для решения таких задач может быть организована школа «Юный оратор» на базе 3–4 классов.

Цель программы такой школы – формирование умения использовать речь как инструмент достижения своих профессиональных и жизненных целей, обучение и применение на практике умелой, искусной речи, позволяющей решить коммуникативные задачи, проявить полученные знания, умения и навыки в самостоятельной творческой  деятельности.

Занятия в такой школе будут способствовать снятию мышечных зажимов, препятствующих голосовой свободе, работе над дикцией (неправильное произношение звуков, проглатывание отдельных звуков и частей слов), совершенствованию интонационной выразительности речи; расширению словарного запаса; развитию творческой фантазии и воображения; освоению техник снятия страха публичного выступления; формированию навыков публичного выступления.

Программа дает представление о коммуникации, её  видах; о коммуникативных качествах речи, о речевой ситуации, – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение. В программу школы включены также задания по развитию речи, обогащению словаря, логопедические упражнения. Теоретический материал может быть представлен в форме небольших сказок, на основе которых разработаны практические задания.

Организация школы может инициироваться учителями начальных классов, воспитателями  групп продленного дня, педагогами дополнительного образования.

В такой школе обучающиеся имеют возможность узнать об ораторском искусстве – науке о красноречии, искусстве публичных выступлений; об «инструментах» оратора. Обязательной частью программы должно стать изучение секретов акустики и дыхания (об этом школьники узнают на занятиях «Звук моего голоса (тембр)»; «Отчётливость звучания (дикция и артикуляция)»; «То же слово, да не так бы молвить»; «Звуковая картина речи (интонация)»; «Образ оратора».

Грамотная речь – залог успешного выступления. Речевые нормы: орфоэпические, лексические, фразеологические, грамматические – школьники узнают на занятиях «Искусство быть понятым»; «Ответственность за язык»; «Орфоэпические нормы русского языка»; «Род заимствованных слов»; «Учимся говорить обстоятельно»; «Слова разные, а обозначают одно и то же»; «Слова решили поспорить»; «Фразеологические обороты. Пословицы и поговорки»; «Стилистические приёмы речи»; «Такие разные словари».

На занятиях в «Школе юного оратора» учащиеся должны изучить композицию и структуру речи; особенности публичной; правила выбора темы и заглавия выступления; приёмы, которыми можно вызвать интерес аудитории. Учитель, работающий в «Школе юного оратора», может использовать для  изучения данных тем активные методы – например, деловую игру «Мысли вслух». В ходе игр могут быть рассмотрены и другие темы: «Как понравиться незнакомому человеку»; «Как овладеть искусством спора»; «Мастерство изложения материала»; «Как установить контакт с аудиторией»; «Поговорим о прекрасном»; «Человек – духовная личность».

Обязательным видом работы «Школы юного оратора» являются конкурсы «Я хочу рассказать….», «Вы не поверите, но ….», «Раскрашу картинку словом», « Оратор на минутку» и др.

В такой школе обязательно надо работать над техникой речи, особенно в случаях нарушения дикции (патология органов речи, заикание, тихоголосость и др.). Детей с такими нарушениями надо обязательно вовлекать в подобные школы, параллельно работая с логопедами, дефектологами. Культура произношения, над которой необходимо работать, даёт возможность ребёнку избавиться от комплекса боязни публичного выступления, стыдливости говорить в аудитории «больше двух» и т.п.

В школе юного оратора необходимо работать и над письменной речью (в том числе и над грамотностью), к примеру, на занятиях по теме «Юный редактор», «Типы текстов» «Информация. Газетные информационные жанры», «Выбор темы и составление плана заметки. Подбор материала для заметки», «Репортаж. Интервью», «Рассуждение проблемного характера». Итоговым мероприятием по данным темам может быть выпуск школьной настенной или электронной газеты «Юный оратор», «Юный журналист», «Проба пера» и др.

Занятия в школе оратора предполагают изучение изобразительно-выразительных средства языка. Выразительность и богатство речи – очень важное коммуникативно-целесообразное качество. К сожалению, в речи носителей языка оно не находит должного отражения, поэтому формировать выразительность и богатство речи необходимо уже с младшего школьного возраста. На занятиях в «Школе юного оратора» обучающиеся знакомятся с использованием цитат, пословиц, фразеологизмов и крылатых выражений в устном выступлении. Отдельные занятия следует посвятить составлению  монолога для устного выступления; диалога (спора по всем правилам его ведения).

Чувство юмора необходимо каждому юному оратору, поэтому  организатор занятий может провести конкурс рассказчиков юмористических историй. Для учеников, желающих стать экскурсоводами, необходимо дать сведения о структуре и основных принципах составления экскурсионного рассказа (соответственно возрасту). Такой рассказ может сопровождать реальную экскурсию по школьному музею, по своей улице и т.п. или виртуальную «Страницы любимых книг», «Моя коллекция марок (машинок, солдатиков и т.п.).

Важным этапом работы «Школы юного оратора» является диагностика сформированности ораторских умений. Это может быть опрос, анкетирование или фестиваль (конкурс) ораторского искусства.

Результаты внеурочной деятельности школьников в сфере ораторского мастерства распределены по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о важности коммуникативных навыков для формирования уважительных отношений с окружающими: сверстниками, одноклассниками, учителями и родителями, рефлексии усвоения представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия.

Второй уровень результатов – получение опыта позитивного отношения к чужому выступлению и своему собственному, применяя специальную схему обратной связи; умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют конкурсы ораторского мастерства, проведение экскурсий в школьных мини-музеях в качестве экскурсоводов, участие в школьных линейках или других массовых мероприятиях.

Третий уровень – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Это сложная форма, предполагающая включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и педагогически обеспеченный переход школьника к осуществлению самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Очень важно сформировать у школьника принципиальную неудовлетворённость уровнем своего словарного запаса (недостаток лексических единиц для общения), это заставит детей больше читать, в том числе справочной и научно-познавательной  литературы по вопросам языка и речи. Учащиеся должны знать о вариантах произношения, постановки ударения, притом иметь представление о нормированных вариантах (творог и творог) и о вариантах – нарушениях нормы (поняла, досуг). Развеять сомнения помогут словари: орфоэпический словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, словарь синонимов и антонимов, энциклопедический словарь-справочник «Культура русской речи».

В ходе реализации программы «Школы юного оратора» используются специфические организационные формы: рассказ, сообщение, экскурсия,  продуктивная игра, изготовление памятки («Правильно произношу слова»),  подготовка к представлению, дискуссия, творческая работа.

Материально-техническое обеспечение:  индивидуальные нетбуки, аудиоаппаратура, аудиозаписи, интерактивные доски Smart Bord, планшеты, фотоаппарат, зеркала для индивидуальной работы над дикцией.

Дидактические и наглядные материалы: мини-сборник сказок для каждого учащегося,  артикуляционные таблицы, электронные таблицы, видео- и аудиозаписи мастеров слова, аудиокниги, комплекс упражнений для развития техники речи, компакт-диски с практическим курсом «Учимся выступать публично».

Программа предполагает организацию системной работы с родителями: тренинги, консультации, практические занятия по развитию речи, обогащению словарного запаса детей и демонстрацию логопедических упражнения, которыми родители могут воспользоваться во время занятий с плохо говорящими детьми дома. 

В программу может быть включено проведение совместных проектов родителей и детей по темам «Ораторское искусство – наука о красноречии», «Экскурсия в музей» и др.; проведение мастер-класса по вопросам речевого этикета для родителей, обобщение лучшего семейного опыта этикетного поведения (семейные праздники, поздравление дедушек и бабушек, репортаж о семейной прогулке и т.п.)  в форме презентаций.

Программа «Школа юного оратора» может быть разработана с учётом наиболее важных целей речевой подготовки учащихся, которые определяют учителя, работающие в такой школе. Важно также учитывать интересы учеников и их родителей. Но, как бы ни была составлена программа, какие бы формы и методы работы она ни предполагала, работа такой школы станет важным этапом речевой подготовки учащихся младшего школьного возраста. Формирование  коммуникативных компетенций личности с раннего возраста не должно носить стихийный характер, нельзя, чтобы этот процесс полностью зависел от коммуникативной среды (семьи, улицы, СМИ и т.п.). В таком важном процессе необходимо систематическое участие специалистов, образцов нормированной, выразительной, целесообразной речи в различных ситуациях и формах общения. На наш взгляд, работа “Школы юного оратора” может способствовать процессу формирования коммуникативных компетенций младших школьников, умений и навыков правильного говорения, снятию психологических барьеров в общении и при необходимости публичного выступления. Каждый маленький оратор, осваивающий  науку правильной речи в «Школе юного оратора», в будущем обязательно станет интересным собеседником, сможет овладеть профессией, требующей навыков ораторского мастерства.

 


 

 

1. Синицын, В. А. Путь к слову : пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. А. Синицын. – М. : АО «Столетие», 2007.

2. Синицын, В. А. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем : рабочая тетрадь для 1 класса / В. А. Синицын. – М. : Росткнига, 2010.
 

 

MediaLex 2016