Рубец Роман Сергеевич
Сетевые сервисы создания
электронных форм УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"
Педагогическое тестирование позволяет получить объективные оценки соответствия требований к подготовке учащихся заданным стандартам, выявить пробелы в их подготовке студентов [1]. Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенной для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения [2]. В современных образовательных условиях наиболее эффективными является тестирование в электронной коммуникативной среде. Организовать такое тестирование можно на основе сетевых сервисов создания электронных форм для опросов, анкетирования, тестирования. Кроме вышеописанных существуют много других интернет-сервисов, позволяющих провести онлайн-анкетирование, с бесплатным функционалом создания и проведения пользовательского онлайн-анкетирования. В качестве примеров таких сервисов отметим:
Все указанные сервисы создания электронных форм позволяют реализовать различные типы тестов:
Созданные на основе электронных форм тесты могут использоваться для всесторонней оценки состояния испытуемых, например, до начала процесса обучения с целью оценки их отношения к учению, уровня их интеллектуального развития, способностей к конкретному учебному предмету, установления уровня обучаемости, уровня достижений в рассматриваемой области знаний. Посредством электронных форм могут быть реализованы различные формы тестовых заданий:
Google Forms [2] требует обязательной регистрации и предоставляет возможность создавать тесты, с различными вариантами ответов. Кроме того есть возможность создания формы сразу несколькими людьми, при этом можно предварительно определить для них уровень доступа к форме. Форму можно структурировать, разделив её на несколько страниц и добавив к ним заголовки. Тестируемым может быть предложено, выбрать один или несколько правильных вариантов из списка. Списки могут быть видны сразу, либо есть возможность создать раскрывающийся список. Так же тестируемым может быть предложено вести как краткий, так и развёрнутый ответ, так же отобразить ответ в виде шкалы. Есть возможность разместить вопросы для обязательного ответа и не для обязательного. При разделе формы на несколько частей с помощью разрывов, можно настроить переход анкетируемого на разные страницы формы, в зависимости от его предыдущих ответов. Помимо вопросов в форму можно добавлять изображение и видео. Есть возможность вывода вопросов в случайном порядке. Сам тест, можно отправить по электронной почте, сгенерировать ссылку, а так же встроить форму в веб-страницу. Пройдя тест, результаты отправляются в кабинет создателя теста, где он их может проверить. Проверить ответы можно онлайн, прямо в форме, можно посмотреть онлайн в таблице, либо скачав их на жёсткий диск, либо распечатав. Скачать ответы можно в различных форматах, таких как: pdf, html, ODS,Zip, CSV, XLSX, TSV. Есть возможность просматривать ответы в виде сводки, тогда видна общая картина ответов различных пользователей, либо в виде ответа отдельного пользователя. При необходимости можно прекратить приём ответов. Так же есть функция уведомления по электронной почте в случае поступления нового ответа. Для прохождения теста регистрация не нужна. Создать тест на данном ресурсе не представляет труда, так как интерфейс весьма доступен, необходима лишь регистрация. Все изменения, вносимые в форму, сохраняются на Google диске. У данного сервиса имеется мобильная версия. Если рассматривать данный ресурс в контексте преподавания, то можно сказать что он будет весьма полезен. С помощью него можно осуществлять контроль знаний, в удобной для преподавателя форме. Есть возможность провести анализ всех ответов и увидеть общую картину, определить, где допускаются чаще ошибки. Для доступа к ресурсу необходим лишь выход в Интернет. Педагогическое тестирование с использованием электронных форм будет эффективно только на основе творческого соблюдения принципов научной организации тестового контроля, которые представляют собой основные требования, выработанные на основе обобщения передового опыта. Проведенный на основе принципов научной организации педагогического тестирования объективный тестовый контроль может показать, в каком направлении нужно корректировать дальнейшее обучение. Это принципы
1. Бодрова, Т. Ю. Основы методологии педагогического тестирования и показатели его качества / Т. Ю. Бодрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: два комсомольца, 2012. — С. 194-199. 2. Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учебное пособие: рек. УМО вузов РФ / Т.И. Шамова и др.– М.: Педагогическое общество России, 2008. - 192 с. – С. 60– 72 3. Google Forms [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// docs.google.com/forms. – Дата доступа : 12.02.2016. 4. Тестограф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.testograf.ru. – Дата доступа : 21.02.2016. 5. Survio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.survio.com. – Дата доступа : 21.02.2016. 6. Surveymonkey [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// surveymonkey.com. – Дата доступа : 21.02.2016. 7. Anketolog [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://Anketolog.ru. – Дата доступа : 21.02.2016. 8. Фомина Н.В. Педагогическое тестирование как средство оценки эффективности учебного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kgau.ru/new/all/konferenc/konferenc/2014/g10.pdf – Дата доступа : 21.02.2016.
|