Республиканская научно-практическая интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

Рубец Роман Сергеевич

Сетевые сервисы создания электронных форм
в организации педагогического тестирования

УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"

 

Педагогическое тестирование позволяет получить объективные оценки соответствия требований к подготовке учащихся заданным стандартам, выявить пробелы в их подготовке студентов [1].

Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенной для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения [2]

В современных образовательных условиях наиболее эффективными является тестирование в электронной коммуникативной среде. Организовать такое тестирование можно на основе сетевых сервисов создания электронных форм для опросов, анкетирования, тестирования.

Кроме вышеописанных существуют много других интернет-сервисов, позволяющих провести онлайн-анкетирование, с бесплатным функционалом создания и проведения пользовательского онлайн-анкетирования. В качестве примеров таких сервисов отметим:

  • Google Forms [3] - предлагает весь функционал своего сервиса бесплатно, не ограничивая при этом количество созданных опросов, вопросов и полученных ответов, а также количество респондентов.

  • Тестограф [4] - функционал, который оптимизирован для мобильных устройств. Предлагает платные дополнительные услуги.

  • Survio.com [5] – позволяет создать 5 анкет с неограниченным количеством вопросов и собрать до 100 ответов в месяц. Сервис оптимизирован для мобильных устройств. Не  позволяет делиться результатами опроса с его участниками. Предлагает платные дополнительные услуги.

  • Surveymonkey.com [6]  – реализует возможность задать 10 вопросов и собрать 100 ответов  на бесплатной версии. Сервис оптимизирован для мобильных устройств. Предлагает платные дополнительные услуги.

  •  Anketolog.ru [7] – позволяет создать бесплатно 3 анкеты, по 10 вопросов в каждой, 50 ответов на одну анкету и одного подписчика на результаты опроса. Предлагает платные дополнительные услуги.

Все указанные сервисы создания электронных форм позволяют реализовать различные типы тестов:

  • тесты достижений;

  • критериально-ориентированные тесты, позволяющие сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков;

  • нормативно-ориентированные тесты, сравнивающие испытуемых по уровню их учебных достижений;

  • аттестационные тесты, определяющие степень обученности;

  • тесты прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения.

Созданные на основе электронных форм тесты могут использоваться для всесторонней оценки состояния испытуемых, например, до начала процесса обучения с целью оценки их отношения к учению, уровня их интеллектуального развития, способностей к конкретному учебному предмету, установления уровня обучаемости, уровня достижений в рассматриваемой области знаний.

Посредством электронных форм могут быть реализованы различные формы тестовых заданий:

  • Задания закрытой формы, в которых обучающийся выбирает правильный ответ из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор. Эти правдоподобные ответы называются «дистракторами». Чем лучше «дистрактор», тем чаще на него «попадается» студент, давая неправильный ответ. Плохие «дистракторы», которые студенты не выбирают в силу их абсурдности, целесообразно убрать из тестового задания.

  • Задания открытой формы, когда ответы дают сами студенты дописывая ключевое слово в утверждении и превращая его в истинное или ложное. Такое тестовое утверждение содержит в одном предложении и вопрос и ответ. Оно должно состоять из небольшого количества слов (чем меньше, тем лучше), а ключевое слово, которое вписывает обучающийся, должно завершать фразу. При формулировании задания важно минимумом слов добиваться максимальной смысловой ясности и однозначности содержания задания.

  • Задания на соответствие, в которых элементам одного множества требуется сопоставить элементы другого множества, причем число элементов во втором множестве должно на 20–30 % превышать число элементов первого множества. Это обеспечивает обучающемуся широкое поле для поиска правильного ответа.

  • Задания на установление правильной последовательности. Студент указывает с помощью нумерации операций, действий или вычислений требуемую заданием последовательность. Такие задания хороши в тех областях учебной или профессиональной деятельности, которые хорошо алгоритмизируются.

Google Forms [2] требует обязательной регистрации и предоставляет возможность создавать тесты, с различными вариантами ответов. Кроме того есть возможность создания формы сразу несколькими людьми, при этом можно предварительно определить для них уровень доступа к форме. Форму можно структурировать, разделив её на несколько страниц и добавив к ним заголовки. Тестируемым может быть предложено, выбрать один или несколько правильных вариантов из списка. Списки могут быть видны сразу, либо есть возможность создать раскрывающийся список. Так же тестируемым может быть предложено вести как краткий, так и развёрнутый ответ, так же отобразить ответ в виде шкалы. Есть возможность разместить вопросы для обязательного ответа и не для обязательного. При разделе формы на несколько частей с помощью разрывов, можно настроить переход анкетируемого на разные страницы формы, в зависимости от его предыдущих ответов. Помимо вопросов в форму можно добавлять изображение и видео. Есть возможность вывода вопросов в случайном порядке.

Сам тест, можно отправить по электронной почте, сгенерировать ссылку, а так же встроить форму в веб-страницу.  

Пройдя тест, результаты отправляются в кабинет создателя теста, где он их может проверить. Проверить ответы можно онлайн, прямо в форме, можно посмотреть онлайн в таблице, либо скачав их на жёсткий диск, либо распечатав.

Скачать ответы можно в различных форматах, таких как: pdf, html, ODS,Zip, CSV, XLSX, TSV.

Есть возможность просматривать ответы в виде сводки, тогда видна общая картина ответов различных пользователей, либо в виде ответа отдельного пользователя. При необходимости можно прекратить приём ответов. Так же есть функция уведомления по электронной почте в случае поступления нового ответа. Для прохождения теста регистрация не нужна.

Создать тест на данном ресурсе не представляет труда, так как интерфейс весьма доступен, необходима лишь регистрация. Все изменения, вносимые в форму, сохраняются на Google диске.

У данного сервиса имеется мобильная версия.

Если рассматривать данный ресурс в контексте преподавания, то можно сказать что он будет весьма полезен. С помощью него можно осуществлять контроль знаний, в удобной для преподавателя форме. Есть возможность провести анализ всех ответов и увидеть общую картину, определить, где допускаются чаще ошибки. Для доступа к ресурсу необходим лишь выход в Интернет.

Педагогическое тестирование с использованием электронных форм будет эффективно только на основе творческого соблюдения принципов научной организации тестового контроля, которые представляют собой основные требования, выработанные на основе обобщения передового опыта.

Проведенный на основе принципов научной организации педагогического тестирования объективный тестовый контроль может показать, в каком направлении нужно корректировать дальнейшее обучение.

Это принципы

  • объективности;

  • справедливости и гласности, означающих одинаково благожелательное отношение ко всем испытуемым, открытость всех этапов тестирования, своевременность ознакомления с результатами испытания;

  • научности и эффективности;

  • систематичности и всесторонности, подчеркивающих необходимость согласования целей и результатов текущего, рубежного, тематического и итогового контроля, их научно обоснованной периодичности;

  • научной достоверности; системности содержания, означающей необходимость включения в тест знаний, связанных между собой общей структурой;

  • соответствия развитию, требующего сопоставления содержания дисциплины с современным состоянием науки;

  • значимости (отбор наиболее важных, ключевых знаний);

  • репрезентативности, предписывающей необходимость включения в содержание теста не только значимых и научно достоверных сведений, но и учета полноты и достаточности объема контролируемого материала;

  • вариативности содержания, предполагающего постоянное изменение, переконструирование и совершенствование содержания тестов в соответствии с развитием науки и изменением образовательных стандартов;

  • комплексности и сбалансированности содержания теста, обращающего внимание на необходимость отображения основных тем учебного курса, сочетание теоретических, исторических, фактических и практических знаний;

  • взаимосвязи содержания и формы как способа наиболее полного отражения содержания дисциплины в содержании теста;

  • возрастающей трудности контролируемых знаний;

  • оптимальности теста, диктующего необходимость жесткого отбора содержания теста. Следует иметь в виду, что невозможно в один тест вложить полностью все содержание дисциплины, а поэтому для тестов (особенно итогового контроля) отбирается только основное, что учащиеся или студенты должны усвоить после изучения дисциплины [8].

 


 

 

1. Бодрова, Т. Ю. Основы методологии педагогического тестирования и показатели его качества / Т. Ю. Бодрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: два комсомольца, 2012. — С. 194-199.

2. Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учебное пособие: рек. УМО вузов РФ / Т.И. Шамова и др.– М.: Педагогическое общество России, 2008. - 192 с. – С. 60– 72

3. Google Forms [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// docs.google.com/forms. – Дата доступа : 12.02.2016.

4. Тестограф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.testograf.ru. – Дата доступа : 21.02.2016.

5. Survio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.survio.com. – Дата доступа : 21.02.2016.

6. Surveymonkey [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// surveymonkey.com. – Дата доступа : 21.02.2016.

7. Anketolog [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://Anketolog.ru. – Дата доступа : 21.02.2016.

8. Фомина Н.В. Педагогическое тестирование как средство оценки эффективности учебного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kgau.ru/new/all/konferenc/konferenc/2014/g10.pdf – Дата доступа : 21.02.2016.

 

MediaLex 2016