Шурко Мария Андреевна Работа по орфографии в период обучения грамоте УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина"
Основная задача периода обучения грамоте, независимо от программы обучения, – сформировать у первоклассников элементарные навыки чтения и письма. Решая эту важную задачу, учитель начальных классов не должен забывать, что в этот же период закладываются многие основы дальнейшего усвоения младшими школьниками систематического курса русского языка [1, с. 31]. В период обучения грамоте младшие школьники усваивают на практической основе значительный материал по грамматике и орфографии. Но характер усвоения этого материала особый: детям не объясняется, как правило, тема, не сообщаются теоретические сведения. В практической устной или письменной речевой работе дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения [2, с. 68]. Естественно, что в этот период пропедевтическая работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию этого периода обучения [3, с. 40]. В период обучения грамоте одновременно с формированием графического навыка закладываются основы орфографического навыка. В этот период работа по орфографии ведется главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). Скорость письма первоклассников очень маленькая, поэтому орфографическая работа больше проводится в устной форме, чем в письменной. На этом этапе целесообразно использовать такие методические приемы, как звукобуквенный анализ и синтез, составление слов на наборном полотне, лексический анализ слов, смысловой анализ предложений, письмо с проговариванием, письмо с комментированием. В этот же период формируются элементарные навыки самоконтроля: списывание по памятке, проговаривание, сличение написанного с образцом. Система пропедевтических упражнений находится в соответствии со ступенчатым построением современных программ по грамматике и правописанию: у детей постепенно, в результате практических работ, накапливается и определенный речевой опыт, и «чувство» языка, и наблюдения над явлениями языка – над словами, их составом и образованием, над их изменением и сочетанием с другими словами. Лишь на этой основе в дальнейшем школьник приступает к усвоению теоретических обобщений, на нее опирается в формировании грамматических понятий и орфографических действий. В период подготовки к обучению грамоте учащиеся знакомятся с ударением: учатся способу произношения слов с подчеркнутым выделением ударного гласного, овладевают умением постановки знака ударения в схемах проанализированных ими слов. Морфологический принцип русского правописания работает на уровне наблюдения: так, в первые месяцы обучения дети сопоставляют слова простейшего типа: дома – дом, леса – лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях родственных слов. В связи с тем, что ошибки на безударную гласную связаны не столько с незнанием правила, сколько с неумением практически разобраться в звуковом составе слова, на самых первых ступенях обучения нужно направлять внимание учащихся к слого-звуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, развивать языковое чутье и фонематический слух. Для этого можно использовать звукобуквенный анализ слова, например, предлагается детям построить для слова «лента» звуковой домик, поместив каждый звук в свою комнату. Звуковой анализ может применяться как специальный тип упражнений со слого-звуковой структурой слова с использованием графических схем-моделей. В каждом случае ученик, прежде чем выполнить упражнение, произносит звук, слияние или слово, заданное учителем. Изменяя слова ёж – ежи, уж – ужи, ёрш – ерши, дети не только усваивают правописание ши, жи (еще до изучения соответствующего правила), но и практически подготавливаются к усвоению орфографического действия – проверке согласных на конце слова, где в результате действия закона абсолютного конца слова происходит позиционное чередование согласных; в грамматическом же плане они готовятся к усвоению темы «Изменение имен существительных по числам». Сопоставляя слова ехал и отъехал, дети практически подготавливаются к темам «Состав слова. Приставки», «Родственные слова». Дети образуют слова осень – осенний (ветер) и тем самым подготавливаются к усвоению законов словообразования, к усвоению темы «Имя прилагательное» и, наконец, к темам «Родственные слова», «Состав слова». На уроках в период обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, следовательно, изменяют и прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже; изменяют формы глагола и таким образом готовятся к усвоению материала по теме «Глагол». Специальные упражнения, направленные на расширение и накопление «гнезд родственных слов», создают практическую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов [3, с. 40]. Первоначально учитель сам называет однокоренные слова (при этом термины, конечно, не используются) и предлагает учащимся вслушаться в них, обращая внимание на общность звучания и смысла этих слов. Например, после того как дети выделили звук [ж] из слова пожарник, можно напомнить, что пожарники тушат пожар; машина, которая возит пожарных, называется пожарная машина. Внимание учащихся обращается на то, что в словах пожар, пожарник, пожарная (машина) есть общая часть пожар. В дальнейшем дети по вопросам учителя сами образуют однокоренные слова. Так, например, после звукового анализа слова школа учащимся предлагается вспомнить, как называют обучающихся в школе мальчика (школьник) и девочку (школьница). Вслушавшись в слова школа, школьник, школьница, учащиеся по подсказке учителя находят, что в каждом из них есть общая часть школ-. Составление предложений по сюжетной картинке также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображена игра в футбол, учащиеся составляют предложения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле). Безусловно, такая работа может идти успешно лишь в том случае, если осуществляется основная задача этого периода обучения: развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, последовательно вычленять звуки из слова, определять их точное место, т.е. развитие фонематических процессов. Для развития фонематических процессов очень эффективен комплекс игр и упражнений, в которых дети подбирают под звуковую схему слова, различные по слоговому составу, или ещё более сложные упражнения, когда, кроме нужного состава слова, там должен присутствовать заданный звук. Например, при изучении нового звука на уроках обучения грамоте можно проводить такие дидактические игры, как «Пограничники», «Инспектор ГАИ», «Доктор Айболит» и др. В области пунктуации в период обучения грамоте ограничиваются пропедевтикой правил оформления предложения на письме, знаками препинания в конце предложения, интонацией. Работа над предложением пополняет словарь учащихся именами прилагательными. У детей вызывает большой интерес коллективное составление загадок-описаний. Младшие школьники начинают осознавать значение слов какой? какая? какое? какие?, учатся использовать в речи названия признаков предметов. Все это обеспечивает подготовку к изучению во 2-м классе соответствующей грамматической темы. Таким образом, в результате практических работ у учащихся начальных классов накапливается определенный речевой опыт, наблюдения над явлениями языка – над словами, их составом и образованием, изменением и сочетанием с другими словами. На этой основе в дальнейшем идет формирование теоретических обобщений. Таким образом, период обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в школе, хотя на этом отрезке решаются действительно очень важные задачи. Надо помнить, что процесс обучения непрерывен, и в пропедевтических орфографических упражнениях по языку находит выражение такой элемент систематичности обучения, как перспективность.
1. Митина, Г. В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте / Г. В. Митина // Нач. шк. – 2007. – № 9. – С. 31 –39. 2. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – М. : Просвещение, 1987. – 415 с. 3. Тригер, Р. Д. Подготовка к обучению грамоте : пособие для учителя / Р. Д. Тригер. – Смоленск : ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.
|