Республиканская научная интернет-конференция
молодых исследователей

 

MediaLex-2016

 

 

 

Троско Ольга Александровна

 Особенности развития навыка составления рассказа-описания
у детей с тяжелыми нарушениями речи

 УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»

 

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. Большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ТНР, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем. Актуальность темы обусловлена тем, что у детей с тяжелыми нарушениями речи очень низкая коммуникативная способность. Речь детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д.

Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» – детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют в своих рассказах придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дети перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное.

Общение с детьми у родителей часто строится из односложных фраз. Очень мало родители читают детям. Низкое качество детских фильмов также не способствуют развитию речи ребенка. В самом деле, попробуйте пересказать содержание «Черепашек ниндзя» или «Человека-паука».

В Царскосельском лицее лицеистам преподавали литературу, поэзию, мифологию, справедливо полагая, что только человек, умеющий внятно и красиво излагать свои мысли, может считаться образованным. Речь и интеллект очень тесно связаны между собой.

Каждый индивид в процессе своего роста испытывает 3 потребности развития индивидуальности:

1. Играть или управлять собой, пробовать себя в разных ролях.

2. Познавать и усваивать опыт предшествующих поколений.

3. Общаться.

Для общения человеку необходима тема, т.е. содержательность беседы и оценка – мнение других.

Чтобы ребенок проявил желание и смог общаться, он должен пройти по трем ступеням лестницы успеха:

1 ступень – восхищение;

2 ступень – обучение;

3 ступень – самовыражение.

Начиная с дошкольного возраста, необходимо обучать детей с тяжелыми нарушениями речи составлению и рассказыванию описательных рассказов [1]. Для начала ребенка нужно расположить к беседе. Индивидуальное общение «глаза в глаза» – так можно передать ребенку какое-либо сообщение и вызвать его на общение. Ситуативный разговор, оформленный ситуативной речью, готовит эмоционально интеллект ребенка к рассуждению. Именно он определяет готовность ребенка к решению интеллектуальной задачи. Необходимо строить свой разговор таким образом, чтобы ребенок мог отвечать на вопросы, так же детям необходимо понять, что разговор интересен. Для упражнений используется материал лексических тем в соответствии с программой обучения и воспитания детей («Овощи и фрукты», «Игрушки», «Одежда» и др.). Такие упражнения проводятся с использованием настольных игр и пособий (тематические лото, пособие «Предмет и изображение», электровикторины со специально подобранными рисунками), игрушек и муляжей предметов. Например, при работе с лото детям раздаются карты с изображением предметов той или иной тематической группы. Педагог дает развернутое словесное описание одного из них, и дети должны определить, о каком предмете идет речь. Дети, у которых на карте лото есть изображение этого предмета, ставят на него фишку, а затем отвечают на вопросы педагога, направленные на выделение некоторых отличительных его признаков (цвет, форма, величина, характерные особенности строения и др.). Аналогично проводится работа с пособием «Предмет и изображение», где используются деревянные уменьшенные модели предметов. Ребенок должен соотнести объемную модель предмета с его графическим изображением на карте лото. Это способствует развитию внимания и установлению новых смысловых связей, что, в свою очередь, важно для развития словарного запаса. Можно рекомендовать также упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек, электровикторины и др.).

При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и других отличительных признаков. В начале, дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком, например пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один – два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

У детей с тяжелыми нарушениями речи, речь бессвязна, поэтому первые опыты по рассказыванию даются им с большим трудом. Занятия по развитию навыка составления рассказа-описания можно начинать лишь после того, как проведена большая подготовительная работа и ребенок усвоил назначение каждой вещи и ее детали. У детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью педагога (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец). Для составления описаний по вопросам педагога подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь и т.п.). Простое описание предмета первоначально состоит из 4–5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.). Например:

Это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сделан из резины. Мячом играют.

Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог, например:

Это лимон. Лимон желтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твердый. На вкус лимон кислый.

Такой образец дает детям обобщенное представление о структуре высказывания-описания и ориентирует их на фразовые ответы. В случае затруднений при ответах на вопросы используется прием дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребенком всей фразы.

Важно научить ребенка составлять рассказ-описание, который называется «словесное рисование», «что глазки видят, то язычок говорит». Если вы в дошкольном возрасте этому научить, то в старшем возрасте дети порадуют образностью речи, точностью воссоздания образа предмета.

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала уже пройденных и новых лексических тем: «Домашние и дикие животные»; «Транспорт» и др.). Дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь – кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду), приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы.

В качестве примера приведем план развернутого описания предметов из группы «Овощи – фрукты»:

1. Определение (называние) предмета.

2. Отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3 Назначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза. Например: Это яблоко. По форме оно круглое. Это яблоко красного цвета. На вкус оно сладкое, на ощупь твердое, гладкое. Яблоки растут на яблоне в саду. Их едят. Они полезны. Яблоко – это фрукт.

При затруднениях, возникающих у детей с ТНР в ходе составления описания, используются различные вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом, изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть также использованы условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой.

Эффективным при обучении детей является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы. Приведем пример параллельного описания

педагог – ребенок

Это кошка. У меня тоже кошка.

У меня кошка серая, с черными полосками. У меня кошка вся черная.

Лапки у неё беленькие. Лапки беленькие.

Шерсть у кошки мягкая пушистая. Шерсть у кошки пушистая.

У кошки длинные усы... У нее большие усы...И т.д.

В младшем школьном возрасте дети смогут составлять рассказ по плану. Особенностью работы является то, что дети учатся анализировать рассказы друзей. Оценивают особенности того или иного рассказа, плана, анализируют. С детьми проводится коллективное составление плана; определяются главные содержательные элементы рассказа («О чем мы скажем вначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?»). В дальнейшем детям предлагается перед составлением описания сказать, о чем они будут говорить, используя ранее усвоенную схему.

При обучении описанию детям можно демонстрировать на занятии ряд предметов одной типологической группы. Перед составлением описания все предметы называются. Педагог обращает внимание детей на различие предметов по внешнему виду. Это облегчает детям выделение существенных признаков предметов и способствует закреплению соответствующих обобщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребенком (с учетом его индивидуальных возможностей и характера учебной ситуации).

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить в обучение некоторые новые виды работы: описание предмета по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

Прием описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми навыков самостоятельного описания. Ребенку предлагается выполнить рисунок какого-либо предмета или игрушки (по выбору), а затем дать его описание по вопросному плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываний детей (полнота передачи информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств). Включение предметно-практических действий в процесс обучения детей описательной речи способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов и повышает интерес детей к самим занятиям.

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществляется в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания. С этой целью могут быть проведены следующие игры: «Магазин», в которой один из ее участников («Продавец») должен узнать предмет по его описанию; «Кто нашел собачку?», которая направлена на закрепление навыков описания животных (в ходе игры один из участников делает объявление о пропавшей собачке с ее описанием по цветной открытке-фотографии, а другие дети по данному описанию отыскивают собачку-игрушку); «Маша заблудилась», в которой детьми составляется описание «пропавшей» куклы по памяти и др.

Приведем краткое содержание отдельных игровых занятий. Прием описания предметов без их называния используется в ходе игры «Магазин» в следующем варианте. Игровой персонаж (Незнайка или Петрушка), в роли которого выступает сначала педагог, а затем кто-то из детей, звонит по телефону в «магазин» и спрашивает, есть ли там предмет указанной им формы, величины, цвета, назначения и т.д. «Продавец» должен узнать предмет по его описанию и ответить «Незнайке». Затем в игру вступают другие персонажи (Чипполино, Кот в сапогах и др.), роль которых исполняют дети.

Таким образом, в процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании. Игровые занятия позволяют использовать разные словесные игры и упражнения (подбор слов-определений к данному предмету, упражнения на подбор образных сравнений, синонимов, антонимов и др.).

Далее рекомендуется начинать подготовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух предметов (на основе пройденных лексических тем: «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные», «Птицы» и др.) с использованием игрушек, муляжей предметов, тематических предметных картин среднего и крупного формата. В структуре занятий предусматриваются следующие упражнения: дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки...»); составление предложений по вопросам (типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин?» и т.п.); выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький, дерево высокое, а куст низкий, река глубокая, а ручей мелкий и т.д.); последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор и др.).

Работа по развитию грамматически правильной речи у детей с ТНР на занятиях по описанию предметов включает: систематические упражнения на правильное употребление словоформ; усвоение практических навыков словоизменения; упражнения на правильное построение предложений; активизацию и обогащение словарного запаса; формирование навыков контроля за построением высказываний. У детей закрепляются практические навыки в составлении развернутых ответов на вопросы педагога, фразовых высказываний с опорой только на непосредственное восприятие предмета [1].

При составлении речевого образца и в процессе упражнений на описание предметов уделяется внимание усвоению детьми простых способов межфразовой связи (использование лексического и синонимического повтора, личных местоимений и др.). Например:

Это белка... Шубка у белки рыженькая, пушистая. Ушки у белки острые, с кисточками. Хвост у нее большой, пушистый. Белка живет в дупле. Она ест орешки, грибы... и т.д.

С возрастом у ребенка меняется роль в семье. Его признают уже большим, он ходит с родителями в музеи, театры, цирк. Существенно расширяется спектр каналов познания, а также приобретения опыта. Приобретаемый опыт – и положительный, и отрицательный. Так появляются рассказчики и слушатели. Рассказывает ребенок по своей инициативе о том, что его эмоционально увлекло. Эмоции затрудняют воспроизвести последовательно, связно рассказать о посещении музея или театра, и поэтому взрослый должен быть не только внимательным и заинтересованным слушателем, но и незаметным помощником, вопросами помогающий выстроить рассказ в последовательности, уточнять детали.

Беседа – самый сложный вид занятий по развитию речи у детей с особенностями речевого развития. Мастерство воспитания и будет заключаться в организации такого речевого общения между детьми, когда они ясно формируют для других свои мысли. С.Л. Рубинштейн писал, что «только формируя мысль в речи, мы ее формируем». У детей с ТНР не допустима ситуативная речь, т.е. недосказанных предложений если требуется доказательство, но в то же время помнить, что беседа – это речевое общение, эмоциональное, непринужденное. Ответ может быть дан и одним словом. Если вопрос обращен к воспоминанию. Если же вопрос начинается со слов «почему», «зачем», «для чего» и т.д., тогда ответы должны быть сложными по форме.

Чтобы быть мастером беседы с детьми нужно очень хорошо самому владеть материалом. Вопросы должны быть на картинках, чтобы они помогали, как говорила Е.И. Тихеева, «держать мысль на привязи».

Вопросы надо группировать так, как строится беседа:

1 часть – 3 вопроса.

2 часть – состоит из 3-х подзадач, каждая включает тоже 3 вопроса, следовательно, 3 карточки.

3 часть имеет свои вопросы.

Указание «Как ты думаешь?» не входит в количество вопросов – это прием активизации детей.

Таким образом, используя различные методы обучения, дети с ТНР учатся более полно и ярко составлять описательные рассказы, а также правильно задавать вопросы. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Очень важно обеспечить на занятиях атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность старших дошкольников, их все более возрастающую потребность в умственной деятельности.

 


 

 

1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.


 

 

MediaLex 2016